• Нарисуйте музыкальный звук своими самыми любимыми
цветами.
• Кто правитель в стране музыки?
• Какие еще жители есть в стране музыки?
• Представьте, что в стране музыки все дома построены
в виде музыкальных инструментов. Нарисуйте эти дома.
• В стране музыки все музыкальное: музыкальные дома,
магазины, кафе, библиотеки. Расскажите о том, как вы провели один день в
стране музыки.
Радужные струны
Жил-был молодой охотник. Был он беден и имел лишь
самодельный лук да несколько стрел. Часто охотник возвращался домой без
добычи.
— Горе-охотник, опять ты ничего не нашел, — говорили
ему друзья.
— Видел я олениху на поляне. Хотел ее подстрелить, но
тут к ней олененок маленький прибежал, и я их пожалел, — оправдывался охотник.
— Лучше выброси свой лук-самоделку и иди овец пасти,
— смеялись друзья.
— Мой лук самодельный, да не простой. Отпустишь натянутую
тетиву, а она гудит, будто поет, — ответил молодой охотник. — Сегодня он так
красиво гудел, что даже зайчиха встала на задние лапки и заслушалась.
— Теперь понятно, почему ты без добычи приходишь. Надо
в зверя стрелять, а ты лук свой слушаешь, — усмехнулся один охотник.
Хотел сказать молодой охотник, что красивые звуки заставляют
его забывать о голоде и невзгодах, да промолчал. Побоялся, что не поймут его
товарищи.
Однажды охотник снова ничего не добыл на охоте. Голодный
и усталый возвращался он домой. Тут вышел охотник на луг и ахнул. Через все
небо радуга перекинулась, да не простая, а волшебная. Ее семь разноцветных дуг
пели разными голосами, и весь воздух словно звенел. Радостно стало на душе у
охотника, и воскликнул он:
— Вот бы кусок волшебной радуги людям принести! Пусть
услышат, как она красиво поет. Пусть обрадуются и забудут про голод и холод.
В эту минуту с радуги на землю упали семь разноцветных
струн, а сама радуга исчезла.
Поднял охотник струны и быстрее домой побежал. Дома
натянул он струны на лук изогнутый, тронул их пальцем, и запели они радостно,
а воздух вокруг словно зазвенел.
Слушали люди эту музыку и забывали про голод, холод и
страх.
Пошел охотник по всей Земле, и везде собирались толпы
людей, чтобы музыку его послушать. Наперебой зазывали люди охотника в свои
дома и угощали, как самого дорогого гостя. Только теперь все называли его не
охотником, а музыкантом.
Однажды люди собрались на большом поле, чтобы послушать
чудесную музыку. Когда музыкант заиграл, пошел дождь, но люди радостно
улыбались и не обращали внимания на непогоду. После дождя выглянуло солнышко, и
над полем появилась радуга. Одна за другой вспыхивали на небе разноцветные
дуги, и одна за другой таяли волшебные струны в руках музыканта. Люди в испуге
быстро разошлись.
— Радуга, почему ты взяла обратно свою музыку? Верни
мне волшебные струны! — крикнул музыкант, подняв руки к небу.
Но радуга молча растаяла. Музыкант в отчаянии бросился
на сырую землю и вдруг снова услышал чудесную музыку. Она пела, наполняя
радостным звоном воздух.
Музыкант поднял голову к небу — радуги там не было.
Вокруг тоже не было ни души. Понял музыкант, что музыка радости звучит внутри
него.
Вернулся он домой и решил придумать свой музыкальный
инструмент. Сначала один инструмент сделал, а после — второй и третий. Для корпусов
музыкант выбирал самые звонкие породы деревьев. Одни корпуса были похожи на
изогнутый лук, другие — на дощечки или округлые ящички. Струны он тоже делал из
разных материалов: конского волоса, жил или серебряной проволоки.
Люди с удовольствием слушали песни, исполненные на
этих инструментах. Во всех этих песнях слышались частички той, самой первой
радужной музыки, и, слушая эту музыку, люди забывали обо всем плохом.
Вопросы и задания
• Чем охотник из сказки отличался от своих товарищей?
• Почему радуга забрала свои дуги-струны у музыканта?
• Почему музыка стала звучать внутри музыканта?
• Может ли человек стать музыкантом, если внутри у
него не звучит музыка?
• Нарисуйте музыкальный лук с радужными
дугами-струнами.
• Какой должна быть музыка, чтобы человек, слушая ее,
забывал обо всем плохом?
Музыка-волшебница
У старика спросил поэт:
— Что музыка такое, дед?
— Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос, Она ответила всерьез:
— Похожа музыка на луч, Окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
— Без музыки нельзя никак. Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом, Сказала: «Музыка — наш дом, В
ней — все родное, все свое. Во всем дыхание ее».
— Вы правы все, — сказал поэт, — Прекрасен каждый ваш
ответ. Одно хочу я повторить —
Нас учит музыка любить.
Нас учит вспоминать она, Что в нашем сердце есть
страна, В которой счастья бьет родник, Не замирая ни на миг.
Вопросы и задания
• Как бы вы ответили на вопрос, что такое музыка?
• Как вы думаете, зависит ли восприятие музыки от
возраста человека?
• Возьмите интервью у своих родителей, бабушек и дедушек,
братьев и сестер, какая музыка им больше всего нравится.
• Предложите людям разных поколений прослушать классическую
музыку. Затем предложите тем же самым людям прослушать современную молодежную
музыку. Каждый из слушателей должен ответить на вопрос: какая музыка ему больше
всего понравилась и почему. Проанализируйте ответы и сравните возраст и
характеры людей, которым нравится рок, джаз или классическая музыка.
• Какая музыка больше всего нравится вам?
• Какие дела под музыку легче и быстрее выполняются?
• Почему музыка похожа на луч, на родной дом, чистый
родник?
• Может ли музыка изменить характер человека?
Мир в звуках музыки рождался
Живее ветра, света, дня,
Снежинок, капелек дождя,
Крылатых птиц и облаков,
Восторгов, слез, улыбок, слов.
Она как жизни естество,
Она в начале у всего.
Мир в звуках музыки рождался
И с нею на века сливался.
Вопросы и задания
• Почему мир рождался в звуках музыки? Какие это были
звуки?
• Кто родители музыки?
• Дети получают карточки с разными словами, например:
солнце, небо, море, звезда, дождь, — и делятся на пары. Каждая пара — родители
музыки. Они должны рассказать о своей дочке музыке и о том, как она появилась
на свет.
• Нарисуйте колыбельку для малютки-музыки.
• Перечислите разные звуки, которые вы слышите в
природе и в городской жизни.
• Дети делятся на группы. Одна группа описывает
характер музыки города, другая — музыки природы.
Музыка и душа
Душа без музыки страдает,
Она как будто замирает.
А сердце бьется еле-еле,
Когда душа болеет в теле.
Бесценный музыки бальзам
Творец вручил с рожденья нам,
Чтобы душа не уставала
И телу чахнуть не давала.
Вопросы и задания
• Какую роль музыка играет в вашей жизни и в жизни
вашей семьи?
• Некоторые люди все делают под музыку, другие —
практически ее не слушают. Как вы думаете, от чего это зависит?
• В какие минуты музыка вам необходима?
• Расскажите, из каких сказочных компонентов состоит
«бесценный музыки бальзам»?
• Придумайте сказку о музыкальной больнице, в которой
лечат звуками музыки. Какими сказочными инструментами лечат в этой больнице?
• Представьте, что вы врач в этой больнице. Какой
музыкой вы лечили бы грипп, болезни сердца, ног, позвоночника?
• Когда вы болеете, становится ли вам легче от звуков
музыки?
• Придумайте сказку о королевстве, которым правит фея
Музыки.