Люди племени жили в горных пещерах на берегу океана.
Они были рыбаками и охотниками. Жизнь в те времена была трудной. Голоса людей
были хриплыми, как голоса зверей. От голода и холода люди выли, как волки, а,
радуясь, кричали, как обезьяны. Законы племени были жестокими.
Однажды вождь позвал своего младшего сына и сказал
ему:
— Даже маленькие дети собирают съедобные ракушки, а
ты каждый день ходишь к морю, но не приносишь добычи. Помни, сын, что мы выгоняем
из племени ненужных людей.
— Не трогай мальчика, — попросила мать вождя — самая
мудрая женщина. — Он не собирает ракушки, потому что слушает голос моря. Он
умеет подражать крикам чаек.
— Много сыновей у меня. Все они умелые рыбаки и охотники,
но мой младший сын — позор для племени. Если он завтра вернется с пустыми
руками, я прогоню его из племени! — грозно ответил вождь.
На следующий день мальчик принес отцу большую красивую
ракушку и сказал:
— Я принес голос моря. Он живет в этой ракушке.
— Зачем людям племени голос моря? — рассердился вождь.
— От него нет пользы.
Снова вступилась мать за сына, и тогда вождь повелел
мальчику ходить со своим старшим братом в лес на охоту.
Мальчик послушно стал ходить в лес, но, как и прежде,
возвращался ни с чем.
— Сын, почему ты не охотишься? — рассердился вождь.
— Я стараюсь, отец. Но, когда я сижу в засаде, тысячи
красивых звуков летают вокруг меня: деревья шумят под ветром, журчит лесной
ручей, поют птицы. Я начинаю подпевать им всем и забываю об охоте, — признался
мальчик.
— Если завтра не принесешь из леса добычу, будешь изгнан,
— пообещал вождь.
На следующий день мальчик принес в клетке, сделанной
из веток, птичку.
— Это птичка поет самую красивую песню в лесу, — объяснил
мальчик.
— Такой птичкой племени не накормишь, а от ее пения
нет пользы. Вон из нашего племени! — закричал на сына вождь.
Мальчик повесил голову и ушел. Он не боялся, что его
растерзают дикие звери, потому что умел подражать их голосам. Он не боялся
умереть от голода, потому что знал много съедобных трав и ягод, но почему-то
ему было грустно.
«Я все равно должен принести в племя прекрасные звуки,
которые слышу повсюду. Тогда все увидят, как это красиво, и отец простит меня».
Мальчик сплел крепкую коробочку из коры и собрал туда
шепот листвы, но коробочка оказалась пуста. Тогда он слепил из глины сосуд и
налил туда журчание ручья. Но вода в сосуде молчала.
— Как мне собрать все красивые звуки и подарить их людям?!
— заплакал мальчик.
Вдруг с неба раздался голос:
— Эти звуки называются музыкой. Я, фея Музыки, помогу
тебе подарить их людям. Сделай из ветки дерева дудочку, серединка у нее должны
быть пустой, а сбоку — дырочки.
Когда дудочка была готова, мальчик с сомнением
спросил:
— Как я смогу сохранить звуки в этой пустой палочке с
дырочками? Музыка выпорхнет из них и улетит в небеса.
— Музыка всегда летает свободно, но ты с помощью волшебной
силы сможешь заставить музыку звучать, — сказала Фея Музыки и объяснила
мальчику, как играть на дудочке.
Мальчик пришел в восторг, и вскоре он научился играть
на дудочке так красиво, что дикие звери приходили послушать его песенки, а
птицы изумленно замолкали на ветках деревьев.
Тогда мальчик вернулся к своему родному племени.
— Почему тебя не растерзали дикие звери? — удивленно
спросил вождь.
— У меня есть музыка. Она сильнее диких зверей, — ответил
мальчик.
Потом он поднес к губам дудочку и заиграл веселую песенку.
Дети засмеялись и пустились в пляс, за ними
закружились их матери, и даже мужчины не усидели на месте. Они принялись
топать ногами и хлопать в ладоши.
Вдруг мальчик заиграл грустную мелодию. Заплакали дети,
стали утирать слезы их матери. Многие мужчины невольно вздохнули, а вождь
наклонил голову, чтобы никто не заметил слез в его глазах.
Когда мальчик кончил играть, вождь племени сказал:
— Ты, мой младший сын, — особенный человек. Я прощаю
тебя, потому что ты сумел спрятать в обычной деревяшке звуки, которые
заставляют людей смеяться и плакать.
— Музыку нельзя спрятать, отец, она летает повсюду.
Эту дудочку мне подарила фея Музыки. В ней живет волшебная сила, которая
заставляет музыку звучать, — ответил мальчик.
Вопросы и задания
• Чем младший сын отличался от своих сородичей?
• Почему вождь считал занятия сына бесполезными?
• Что звучание музыки открыло людям племени?
• Почему вождь назвал своего младшего сына особенным
человеком?
• Придумайте продолжение сказки о том, как вождь
назначил своего сына главным музыкантом племени и велел ему обучить музыке
всех детей племени.
• Дети делятся на пары. Один человек из пары — вождь,
другой — его сын. В сценке вождь убеждает сына, что добывать еду важнее, чем
слушать звуки окружающего мира и рассказывать о них людям. Сын доказывает
отцу, что красивые звуки важны для людей не меньше, чем еда.
Две светлые сестры
Есть на Земле две светлые сестры,
У каждой драгоценные дары.
Таинственно звучат дары одной,
Им вторят звуки нежные другой.
Когда одна впадает в забытье,
Есть чудное лекарство у нее —
Прикосновенье мягкое другой,
И сон проходит словно сам собой.
Они сотворены, чтоб вместе жить,
Дары любви и музыки дарить,
Когда одна впадает в забытье,
Ангел-хранитель за спиной ее.
Вопросы и задания
• Почему музыка — родная сестра любви?
• Кто родители двух сестер?
• Есть ли у них другие сестры?
• Нарисуйте двух сестер и придумайте им сказочные
имена.
• Перечислите дары, которые музыка дарит любви.
Музыкальная школа
Есть школа на Земле одна,
Всегда в ней музыка слышна.
Смычком там учатся водить,
В тетрадках ноты выводить.
Поет там хор, оркестр звучит.
Там кто-то иногда бренчит,
И раздается скрип порой,
И нот фальшивых шумный строй.
Там изучают волшебство —
Дается с потом мастерство!
Но фея Звуков там летает
И всем в ученье помогает.
Вопросы и задания
• Какое волшебство изучают в музыкальных школах?
• Как вы думаете, сколько лет нужно учиться, чтобы
стать хорошим музыкантом? Зависит ли это от музыкального инструмента?
• Знаете ли вы, какие музыкальные предметы изучают в
музыкальной школе? Возьмите интервью у своих друзей, которые ходят в
музыкальную школу, о том, как они там учатся.
• Представьте, что вы попали в музыкальную школу
будущего. Расскажите о ней и нарисуйте ее.
• Представьте, что в одной музыкальной школе
директором была фея Музыки. Нарисуйте ее и расскажите о том, как она работала.
• Если бы вы были учителем музыки, что бы вы придумали,
чтобы ваши уроки были интересными?