• Почему девочка испытывала чувство гордости, когда
пела в хоре?
• Почему девочке показалось, что зал словно исчез,
когда хор начал петь?
• Вы когда-нибудь пели в хоре? Расскажите о том, что
вы чувствовали.
• Придумайте сказку о том, как жители леса — звери,
птицы и насекомые, решили организовать хор. Кто и какими голосами пел в этом
хоре?
• Чем хоровое пение отличается от сольного?
• Прослушайте одну и ту же песню сначала в исполнении
хора, а затем в сольном исполнении. Расскажите, чем одно исполнение
отличается от другого и какое из них вам больше понравилось.
• Есть ли такие песни, которые в хоре звучат лучше и,
наоборот, которые лучше петь сольно?
• Предложите детям хором спеть какую-либо веселую
песенку.
Дуэт
У нас с сестренкою дуэт,
Она освоила кларнет,
Я барабанщик неплохой,
Концерты мы даем с сестрой.
Произведения свои
На дни рождения семьи
Мы исполнять не устаем,
Грохочет весело наш дом.
Но мама с папой нам твердят,
Что звуки наши всем вредят,
И что от них в висках стучит,
И что сосед за стенкой спит,
И что пора бы поумнеть —
Красиво научиться петь
Или, к примеру, танцевать.
Нам взрослых нелегко понять.
Квартет
Я решил создать квартет.
Барабанить будет дед,
Бабушке я ложки дам,
Стану бить в тарелки сам.
Жаль, сестренке только год,
Но зато она поет.
Так поет, что ходуном
Ходит от нее весь дом.
В три часа после обеда
Барабан вручил я деду,
С кухни бабушку позвал
И торжественно сказал:
Дуэт наш вовсе не гремит,
В нем наша музыка звучит.
А музыка всем-всем нужна,
Пусть даже громкая она.
Вопросы и задания
• Почему родители были недовольны музыкальным дуэтом
своих детей?
• Придумайте способ, как брату и сестре репетировать
дальше так, чтобы не мешать родителям и соседям?
• Если бы вы спали, а у вас за стеной заиграл подобный
дуэт, как бы вы отреагировали?
• Дети делятся на группы. Два человека в группе —
родители, остальные — дети, которые играют на кларнете или барабане. В сценке
дети стараются убедить родителей, что музыка им необходима.
«Тишина, мы
начинаем,
Не кричим и не болтаем.
Сонатина. Автор я.
Исполнители — семья».
Вопросы и задания
• Если бы вы решили создать музыкальный квартет из
членов своей семьи, кто и на каком музыкальном инструменте играл бы в этом
квартете?
• Нарисуйте веселый квартет из этого стихотворения.
• Дети получают карточки с названиями разных
музыкальных инструментов. Затем все делятся на группы по четыре человека.
Каждая группа — квартет. Квартет под музыку изображает игру на своих
музыкальных инструментах. Остальные угадывают, из каких музыкантов состоит этот
квартет.
• Как вы думаете, из каких четырех музыкальных
инструментов может состоять квартет, а из каких — нет и почему?
• Дети делятся на группы по четыре человека. Каждая
группа изобретает свои музыкальные инструменты из подручных материалов,
пробудет их звучание например: стук линейки о линейку, скрежет каких-либо
металлических предметов, шорох бумаги. Затем квартет придумывает мелодию и
исполняет ее на своих «музыкальных инструментах».
Секрет пения
Вырос в лесу на полянке лесной колокольчик и зазвенел
нежно для всего леса. Услышала его звон малиновка и прощебетала:
— Красивый у тебя перезвон, колокольчик, но уж очень
тихий, лес его не слышит.
— Жаль, а я хотел на концерте в честь дня рождения
леса сольную песенку исполнить, — загрустил колокольчик.
— Не грусти, колокольчик, — защебетала малиновка. — Давай
вместе песенку споем. Будем выступать не соло, а дуэтом.
Услышал их песню дятел и говорит:
— Вашему дуэту громкости не хватает и ритма. Хотите, я
вам помогу. Я умею звонкий ритм клювом выбивать. Будет у нас не дуэт, а трио.
Согласились малиновка и колокольчик и запели вместе с
дятлом втроем.
Согласился колокольчик, и запели они вместе.
Колокольчик нежно звенел, малиновка сладко пела, но
песенка не получилась.
Изо всех сил старались. Колокольчик нежно звенел, малиновка
сладко пела, дятел звонко стучал, но песенка опять не получилась.
Тут из травы кузнечик застрекотал:
— Вашему трио стрекота не хватает. Возьмите меня, я
стрекотом вам подпою, и будет у нас не трио, а квартет.
Взяли певцы кузнечика в свою группу и начали вчетвером
песню для леса разучивать, но снова ничего у них не получилось.
— Может, нам других музыкантов пригласить, знаменитых?
— предложил колокольчик.
Все обиделись и стали доказывать, что они самые знаменитые
музыканты в лесу.
— Дело тут не в музыкантах, а в каком-то секрете, —
проскрипела старая мудрая ель, возле которой лесные певцы репетировали.
Позовите фею Музыки, она все музыкальные секреты знает.
Позвали певцы фею Музыки. Она тут же прилетела и говорит:
— Секрет тут простой. Вы пели каждый свою песенку, а
чтобы петь дуэтом или квартетом, вам нужно всем вместе одну и ту же песенку
петь и друг друга слушать.
Послушались певцы совета феи. Сначала все вместе исполнили
песню колокольчика, потом — малиновки, а затем — дятла и кузнечика.
— Когда я пел песенку малиновки, мой голос звонче
стал; а когда песенку дятла — у голоса громкость появилась, — радовался
колокольчик.
Концерт удался на славу. Лесной квартет исполнил целых
четыре песни: колокольчика, малиновки, дятла и кузнечика.
— Спасибо, друзья, за песни. Никогда таких складных и
звонких песен не слышал, — зашелестел ветвями лес. — А еще спасибо за самый
главный подарок.
Удивились певцы, потому что больше не было у них подарков
для леса.
— Самый главный для меня подарок — это то, что вы
научились петь все вместе и друг друга слушать, — объяснил лес.
Вопросы и задания
• Почему сначала певцам не удавалось петь слаженно и
красиво?
• В чем состоит самая большая трудность пения дуэтом,
трио или квартетом?
• Как вы думаете, у кого из лесного квартета был самый
низкий и самый высокий голос?
• Если бы вам необходимо было выбирать певцов для
лесного квартета, кого бы вы выбрали и почему?
• Нарисуйте, как лесной квартет дает музыкальный концерт
на лесной опушке.
• Поделите детей на группы из двух, трех и четырех
человек и попросите их исполнить дуэтом, трио или квартетом какие-либо
известные детские песни.