• Какие струнные музыкальные инструменты вы знаете?
• У какого струнного музыкального инструмента больше
всего струн?
• Нарисуйте фантастический струнный музыкальный инструмент.
• Из чего можно делать струны?
• Напишите легенду о том, как на Земле появилась самая
первая струна.
Смычок
Смычок по струнам пробежал, Он звуку проявиться дал,
Прижал безмолвную струну, И звук нарушил тишину.
Сон мигом сбросила струна, Запела под смычком она, А
тот по ней, как вихрь, летал, Застыть ей снова не давал.
Как хрупкий маленький смычок Мощь проявить такую смог?
Его вперед звала рука — Хозяйка мудрая смычка.
Вопросы и задания
• Как нужно заботиться о смычке, чтобы звук струны под
ним был лучше?
• Для чего нужен смычок? Из чего делают смычки?
• Прослушайте музыку скрипки или виолончели.
Представьте, что смычок рассказывает струнам волшебные истории о звуках.
Запишите одну из них.
• Придумайте сказку о каком-либо лесном музыканте,
который сделал себе смычок из травинки или веточки.
Настоящая музыка
На чердаке жило множество старых вещей. Старый стол и
стулья, старый сундук и абажур. На столе стояли часы, которые называли себя
старинными часами, но они уже давно стояли. Рядом с часами на столе лежал
футляр. Никто не знал, что прячется в этом футляре, пока один любопытный
мышонок не прогрыз в нем дырку.
Мышонок вылез из футляра и сообщил:
— Там прячется неизвестный зверь. Туловище у него закругленное
внизу, с выемками по бокам. Шея длинная и узкая, а головка изогнутая, и с
каждой стороны по два ушка.
— Так много ушей? Наверное, слух у этого зверя лучше
мышиного, — заметил папа-мышь.
— Я забыл сказать, что на шее у зверя натянуты
железные жилки. А рядом с ним лежит палочка с волосками, — добавил мышонок.
— Ой, неужели он будет драться своей палочкой?! — воскликнула
мама-мышка.
— Пусть попробует, я его... — запищал папа-мышь, но
его перебили старые часы.
— Глупые, мыши. Это же скрипка, музыкальный инструмент.
Тут вдруг раздался щелчок, футляр открылся, и все увидели
скрипку.
Она огляделась и тихо прозвенела:
— Здравствуйте, как долго я спала. Надеюсь, вы любите
музыку?
— А что такое музыка? — спросил любопытный мышонок.
— Как, вы не знаете, что такое музыка? — застонала
скрипка.
— Нет, не знаю, у нас на чердаке нет музыки, — ответил
мышонок.
— Музыка — это когда я пою, а мои струны звенят и вибрируют.
В общем, музыка—это музыка. Ее надо слушать, а не рассказывать о ней, —
взволнованно объяснила скрипка.
— Дорогая скрипка, исполните нам что-нибудь. Пусть
мышки хотя бы раз в жизни услышат настоящую музыку, — попросили часы.
— Хорошо, — прозвенела скрипка и напряглась, но кроме
тихого звона ничего не получилось. Она снова напряглась, и снова раздался еле
слышный звон струн.
— Ничего особенного нет в этой музыке, — сказала
мама-мышка, и все согласились с ней.
На скрипку перестали обращать внимание, и она лежала
несчастная и молчаливая.
Через некоторое время смычок тихо прошелестел:
— Струны, почему вы разучились петь? Может, вы заболели
или потеряли музыку?
— Мы не заболели, — обиженно прозвенела первая струна.
— И не разучились петь, — откликнулась вторая струна.
— Между прочим, струна была первым музыкальным инструментом.
Когда охотник отпускал натянутую тетиву, она звенела. Так человек впервые
понял, что в струне живет музыка, — обстоятельно объяснила третья струна.
— Это ты, смычок, заболел, ослаб и потерял музыку, —
колко заметила четвертая струна.
— Вовсе нет. Пусть я маленький и хрупкий, но внутри у
меня огромная сила музыки. Конский волос, натянутый на меня, даже вибрирует от
нетерпения и желания извлечь чудесные звуки музыки, — обиженно просипел
смычок.
— Вы зря спорите. Я думаю, вам не хватает самого
главного — человека, — скрипнули часы. — Только человек может оживить вас и
заставить звучать.
— Меня, впрочем, тоже может завести только человек, —
вздохнули часы.
— Дорогие часы, давайте позовем человека, — попросила
скрипка.
— Бесполезно, сюда уже давно никто не приходит, — ответили
часы.
— Я не могу жить без музыки, давайте попробуем, — взмолилась
скрипка и тихо зазвенела. Часы попытались качнуть маятником, их шестеренки
повернулись, и раздалось одиночное «бом». Шкаф заскрипел дверцей, а мыши
запищали.
Вдруг все услышали громкие голоса людей и смолкли.
Пожилой голос ворчал:
— Куда ты меня тащишь, внучка? В моем возрасте тяжело
по чердакам лазить.
— Бабушка, там кто-то живет. Я слышала шум, но боюсь
одна идти, — ответил голосок девочки.
Дверца в полу заскрипела, и бабушка с внучкой
поднялись на пыльный чердак.
— Ой, бабушка, смотри, скрипочка! Неужели она может
играть? Какой маленький смычок, — щебетала девочка.
— Это же моя первая детская скрипка, — с улыбкой ответила
старушка.
Она взяла скрипку в руки, ласково протерла ее и подкрутила
колки. Положив скрипку на плечо, старушка прижалась к ней подбородком и
взмахнула рукой со смычком.
Нежные хрустальные звоны рассыпались по чердаку.
— Бабушка, это настоящая музыка, — восхищенно прошептала
девочка.
— Да, это настоящая музыка, — откликнулись часы.
— Так вот что такое музыка, — пропищали мышки под
старым диваном.
С тех пор струны и смычок снова трудятся вместе. Они
учат маленькую девочку играть на скрипке. Иногда скрипку берет в руки бабушка,
и весь дом наполняется щемящими сердце нежными звуками музыки.
Тогда мышки спускаются с чердака послушать пение
скрипки. А часы, которые теперь переселились в комнату, назидательно тикают:
— Тик-так, вы слышите, тик-так, это музыка! Она живет
не только в струнах, смычке или скрипке. Настоящая музыка живет в человеке.
Вопросы и задания
• Почему все в доме забыли о скрипке?
• Как бы вы объяснили человеку, никогда не слышавшему
музыку, что это такое?
• Где еще живет настоящая музыка?
• Нарисуйте, как мышки учатся играть на скрипочке.
• Что меняется в доме, когда в нем звучит музыка?
• Нарисуйте старинные часы из сказки в форме
музыкального инструмента.
Семья струнных смычковых инструментов
Альт, контрабас, виолончель — В оркестре дружная
артель. Басы их скрипка разбавляет, Она как будто бы летает.
С чудесной легкостью она Высокие берет тона
Разговор смычковых
Сказал однажды контрабас:
— Имею я волшебный бас,
Он необычный, непростой,
Он нужен музыке любой.
Четыре толстые струны
Басить в мелодии должны.
Пусть тяжело мое звучанье,
Есть в звуках низких обаянье.
Пропела тут виолончель:
— А у меня густая трель,
Мой голос словно рокот волн,
Несущий в даль морскую челн.
И голосит, как птица, звонко,
Звуча пронзительно и тонко.
Откуда мощь она берет,
На вид хрупка, а так поет?!
Артель ее боготворит
И уважительно басит.
Вопросы и задания
• Как вы думаете, откуда скрипка берет свою мощь?
• Как вы думаете, какой инструмент главный (младший,
сильный, добрый, хрупкий) в семье смычковых?
• Дети делятся на группы из четырех человек. Каждая
группа — семья смычковых. Дети должны под музыку изобразить игру квартета
струнных смычковых инструментов.
• Придумайте сказку о том, как однажды у семьи
смычковых потерялись смычки.