• Придумайте свою легенду о том, как на Земле возник
первый струнный инструмент.
• Что общего между тетивой и струной?
• Придумайте сказку о волшебном луке, который
превратился в самый первый музыкальный инструмент.
• Перечислите все струнные инструменты, которые вы
знаете, и расскажите о том, какой у каждого из них характер.
• Попросите детей изобразить игру на разных струнных
инструментах.
Песня домры
Старик Ахмед всю жизнь на чужих людей работал. После
работы он доставал домру, садился на пороге своей глинобитной хижины и тихо
пощипывал струны. Звонкоголосая домра пела мягко и певуче.
Сделал Ахмед домру сам, еще в молодости. Любовно
собрал ее полукруглый корпус из дощечек, выстрогал длинную узкую шейку — гриф,
три струны натянул. С тех пор Ахмед не расставался со своей домрой и всегда был
рад развлечь людей веселой музыкой. Но чаще всего Ахмед пел песни о садах и
птицах.
— Всю жизнь ты, Ахмед, о садах и птицах поешь, но в нашей
сухой степи не растут сады и не поют птицы, — удивлялись люди.
— Когда я на домре играю, в моем сердце словно сад цветет
и птицы поют, — улыбаясь, отвечал Ахмед.
Люди не понимали Ахмеда, но перелетные птицы любили
его игру и иногда отдыхали на крыше его хижины.
Однажды люди увидели, что Ахмед растит необычный
кустик, и спросили его:
— Что это, Ахмед?
— Птицы принесли мне семечко. Это мой будущий сад, —
улыбнулся крестьянин.
— Солнце сожжет его летом, а морозы заморозят зимой —
сказали люди.
— Я его буду укрывать, — пообещал Ахмед.
— В нашей сухой степи оно засохнет без воды, — предупредили
люди.
— Я его буду поливать водой из колодца, — возразил
Ахмед.
— Ему не хватит сил, чтобы вырасти на нашей бесплодной
земле, — сердились соседи.
— Я буду играть на домре, и музыка прибавит ему сил, —
упрямо отвечал крестьянин.
Ахмед бережно ухаживал за кустиком. Летом он укрывал
его от палящего зноя, а на зиму укутывал соломой. Каждый вечер после работы он
приносил для кустика воду из колодца, а потом играл на домре песни о цветущих
садах и поющих птицах.
Прошло несколько лет, кустик превратился в дерево и зацвел
розовыми цветами. Стайка щебечущих птиц поселилась на нем. Люди дивились на
цветущее дерево, на поющих птиц и говорили:
— Это чудо, Ахмед.
— Это чудо подарила мне музыка моей домры, — улыбаясь,
отвечал Ахмед.
Вопросы и задания
• Чем Ахмед отличался от своих односельчан?
• Как меняется жизнь человека, если у него в сердце
начинает звучать музыка?
• Нарисуйте сад, который цвел в сердце старика под
воздействием звуков домбры.
• Какие чудеса музыка может подарить людям?
• Кто помог Ахмеду вырастить дерево? Нарисуйте это дерево.
• Придумайте сказку о том, как старик обучал всех
желающих игре на домбре и музыка помогала им жить.