• Какие еще старинные музыкальные инструменты вы
знаете?
• Напишите сказку, как старинные гусли рассказывали
посетителям музея о своей жизни в прежние времена.
• Представьте, что вы директор музея старинных
музыкальных инструментов. Какие инструменты есть в вашем музее и что вы
рассказываете о них посетителям?
Гусли-погуды
Целый оркестр народных инструментов был у барина. Были
в этом оркестре и домры, и балалайки, и гусли. Веселили они всю княжескую
семью и в будни, и в праздники. Особенно один молодой гусляр своей игрой
славился. Положит он гусли звончатые на колени, струны перебирает, а сам песни
поет. Так заворожит слушателей, что они обо всем на свете забудут. В оркестре
этот гусляр был ведущим. Заиграет на гуслях звонкий веселый мотив, балалайки
да домры его подхватят, и ноги сами в пляс пускаются.
Однажды попросил этот гусляр у барина заплатить ему за
службу и отпустить родителей проведать, погостить в родной деревне.
Барин денег пожалел и искусного музыканта отпускать не
хотел, поэтому он сказал:
— Нет у меня денег, чтобы тебе за службу платить.
— Если платить не хочешь, родителей навестить не пускаешь,
я от тебя навсегда уйду, — сказал музыкант, взял свои гусли и прочь пошел.
— Оставь гусли, они для моего оркестра нужны, — велел
барин.
— Я же сам эти гусли-погуды сделал, — возразил музыкант.
— Из кленовых тонких дощечек шлемовидный корпус склеил, тридцать шесть звонких
струн натянул.
— Нет, гусли тебе не принадлежат. Эй, слуги, держите
вора! — закричал барин.
— Давай-ка, барин, поглядим, кого мои гусли слушаются,
— сказал музыкант и весело крикнул: — Гусли-погуды, выручайте меня! Пусть барин
со слугами попляшут.
Заиграл гусляр веселую плясовую музыку. Ноги барина
сами в пляс пошли, и слуги вокруг него вприсядку пустились. Танцуют,
остановиться не могут.
— Перестань играть, музыкант, забирай свои гусли и уходи!
— взмолился барин.
Перестал гусляр играть и прочь пошел. Дорога шла через
лес, а в лесу жили разбойники. Схватили они гусляра и денег стали у него
требовать.
— Гусли-погуды, выручайте меня. Пусть попляшут разбойники!
— воскликнул музыкант и заиграл веселую мелодию на гуслях.
Весь день танцевали разбойники. Наконец взмолился главарь
разбойников:
—Перестань играть, музыкант, мы тебе мешок золота
дадим!
Перестал гусляр играть, и принесли ему разбойники
целый мешок золота. Взял он золото и пошел домой.
Обидно стало разбойникам, что они золото какому-то
музыканту отдали. Пошли они в город и сказали судье, что гусляр у них золото
стащил. А там уже барин сидит и тоже на музыканта жалуется, что он из оркестра
самовольно ушел и гусли украл.
Велел судья слугам найти музыканта и на суд в город
его привести. Слуги быстро приказание исполнили. Когда узнал гусляр, что его
несправедливо обвиняют, заиграл на гуслях весело и закричал звонко:
— Гусли-погуды, народ повеселите да всю правду расскажите!
Судья тут же начал ножками в такт музыке топать, за
ним служители в пляс пустились, а затем и все жалобщики со зрителями. Даже
кошки с собаками заплясали на площади перед судом. Целый день гусляр всех
танцевать заставил, пока барин с разбойниками во всем не признались.
Тогда оставил гусляр город и пошел домой. С тех пор
стали гусляры по земле ходить, на гуслях играть, песни петь да правдивые
былины рассказывать.
Вопросы и задания
• Как вы думаете, кому еще поможет музыкант с помощью
волшебных гуслей?
• Педагог показывает детям картинки с современными и
старинными музыкальными струнными инструментами. Дети должны перечислить
сходства и различия между ними.
• Придумайте сказку о том, как барин сам пришел к
гусляру и попросил обучить его игре на гуслях.
• Нарисуйте волшебные гусли из сказки.
• Придумайте историю о своей дружбе с каким-либо
музыкальным инструментом.