• Кто оказался самым мудрым в споре смычковых
инструментов?
• Какой струнный смычковый инструмент вам больше всего
нравится и почему?
• Какие эпитеты описывают в стихотворении звучание
музыкальных инструментов? Используя все эти эпитеты, напишите гимн струнным
смычковым инструментам.
• Как называется страна, гражданами которой являются
все музыкальные инструменты?
Три музыкальных медведя и Машенька
«Трио музыкальных медведей! Каждый вечер на арене
цирка»! — такие афиши были расклеены по всему городу. Все билеты были
раскуплены за один день.
Машеньке и ее маме не повезло, они не смогли купить
билеты.
— Мама, я лучше всех играю на скрипке в музыкальной
школе. Неужели я не увижу знаменитое трио медведей? — расстроилась девочка.
— Что делать, дочка? Я не успела купить билеты, —
вздохнула мама. — Я сама очень расстроилась. Говорят, что папа-медведь Михайло Ко-солапыч играет на контрабасе, мама Матрена
Потаповна — на виолончели, а мишутка — на скрипке.
Ночью, когда мама уснула, Машенька отправилась в цирк.
Они тихонько проскользнула мимо охранника и вошла в помещение цирка. Машенька
долго бродила по коридорам и наконец увидела табличку на двери: «Музыкальные
медведи».
Девочка вошла в комнату и включила свет. Возле стены
стояли два футляра, один огромный, другой чуть поменьше. Еще один маленький
футляр лежал рядом на столе. Медведей не было видно.
«Наверное, они спят в другой комнате», — подумала
девочка и открыла самый большой футляр. Она с трудом вытащила тяжелый
контрабас и ущипнула самую толстую струну. Контрабас прогудел грубым,
фальшивым басом.
«Ой, я забыла прикрутить шпиль к корпусу», — вспомнила
Машенька.
Девочка потянулась за металлическим шпилем и чуть не
уронила контрабас на пол. Он взревел, словно зверь. Машенька оставила контрабас
и открыла футляр поменьше. Она прикрутила шпиль к корпусу и взяла смычок.
Виолончель заскрипела, словно пила. Машенька положила виолончель на пол рядом с
контрабасом и достала из маленького футляра скрипочку. Скрипочка в ее руках
запела пронзительно и звонко. Тут Машенька услышала за дверью топот медведей,
бросила скрипку и юркнула под стол.
— Кто достал мой контрабас и оставил его на полу? —
заревел медведь.
— Кто трогал мою виолончель и не положил ее на место?
— зарычала медведица.
— Кто взял мою скрипочку и играл на ней? — заплакал
мишутка. Он подошел к столу и увидел краешек платья девочки.
— Мама, папа, под столом кто-то сидит! — закричал
ми-шутка.
Машенька выскочила из-под стола, но Михайло Косола-пыч
загородил дверь и зарычал:
— Говори, безобразница, зачем пришла?
— Я хотела услышать, как вы играете, а билетов в цирк
нет, — пролепетала девочка.
— Папа, мама, давайте сыграем для этой девочки, —
вдруг предложил мишутка.
Все еще сердито ворча, папа поднял свой контрабас, мама
— виолончель, а мишутка взял в лапы скрипку.
Ночной сторож заглянул в комнату, но Михайло Косолапыч
сердито зарычал: «Здесь репетиция!», и сторож исчез. Медведи играли долго. Машенька
хлопала в ладошки так, что они заныли. Но настала пора прощаться. Машенька
обняла медведей и, сдерживая слезы, проговорила:
— Больше всего в жизни я мечтаю выступать в цирке.
— Папа, мама, давайте возьмем эту девочку в нашу труппу.
Пусть она играет на альте, — умоляюще пропищал медвежонок.
— А наш квартет назовем: «Машенька и три медведя», —
согласились папа и мама.
Вопросы и задания
Почему Машенька все-таки отправилась в цирк? Как бы вы
поступили на ее месте?
Вы когда-нибудь видели, как в цирке звери играют на
музыкальных инструментах? Расскажите об этих номерах. Представьте, что вы
дрессировщик и вам необходимо научить зверей нажимать на клавиши пианино или
бить в барабан. Что вы предпримете, чтобы они скорее разучили свои музыкальные
номера?
Нарисуйте квартет «Машенька и три медведя».
Песня скрипки
Смычок летал по тонким струнам,
И звуки дивные лились.
Взор музыканта вдохновенный
Был устремлен куда-то ввысь.
Он был не здесь, не в этом зале,
Здесь ничего еще не знали.
И были девственно чисты
Его глаза, его черты.
Как увлекаемые вихрем,
Друг друга пальцы торопили,
И слезы капали на скрипку,
Сильнее петь ее молили.
Она, безумствуя, рыдала,
А он, подобно божеству,
Стоял в сиянии начала
И открывался волшебству.
И верил свято в эти звуки,
И возносилось все вокруг.
И тени, лица, взгляды, руки,
Сливаясь, покидали круг.
О, как тесны и безнадежны
Дни без чарующих минут,
Где души дышат и поют,
И жизнь лишь только в них возможна.
Вопросы и задания
• Как вы думаете, какую музыку исполнял скрипач?
• Что вы испытываете, глядя на играющего музыканта? Наблюдали
ли вы когда-нибудь за его лицом и руками, за его движениями?
• Согласны ли вы с тем, что без чарующих минут музыки
дни «тесны и безнадежны»?