Послушайте, как играет виолончель, и опишите голос
виолончели.
Почему тяжелая виолончель показалась девочке легче
пуха после урока?
Какие качества нужны человеку, чтобы научиться играть
на музыкальном инструменте?
Дети получают карточки с названиями разных музыкальных
инструментов. Один из детей — фея Музыки. Фея по очереди дотрагивается до
детей. Тот, до кого дотронулись, должен рассказать, почему он советует детям
учиться играть на своем музыкальном инструменте. Сравните виолончель и тело
человека.
Виолончель и девочка
Девочка с нетерпением ждала того дня, когда она начнет
учиться в музыкальной школе. Новая виолончель в углу тоже ждала этого дня.
Конечно, это была не изысканная красавица виолончель, сделанная руками
знаменитого мастера, а обыкновенный фабричный музыкальный инструмент. Но
учебная виолончель, как и все другие музыкальные инструменты, мечтала о том
дне, когда она начнет учить человека музыке.
Наконец настал первый музыкальный урок. Девочка вынула
из чехла свою виолончель, которая пахла лаком, уперла в пол ее металлический
шпиль, села и взяла в руки смычок.
— Кошмар! — закричала вдруг учительница. — Как ты
сидишь? Как руки держишь? У тебя в руках что: музыкальный инструмент или ящик?
Девочка и виолончель сжались, не понимая, что
случилось. Они ждали, что сейчас будет музыка, а вместо этого услышали
сердитый крик.
Дальнейшие уроки девочка даже вспоминать не хотела.
Музыку она слышала редко, зато упреки и неприятные слова о своих плохих
способностях — очень часто.
— Противная виолончель, ты меня мучаешь, а я должна
таскать тебя, — сердилась девочка и старалась любым способом увильнуть от
занятий.
Однажды она пришла на урок, но в кабинете никого не
было. Тут в комнату заглянул директор музыкальной школы и сказал:
— Не уходи. У тебя будет новая учительница по классу
виолончели, она скоро придет.
Девочка положила свою виолончель на пол и стала дожидаться
учительницу. Незаметно она задремала. Вдруг от виолончели, лежащей на полу,
раздались гудящие всхлипы.
— Что с тобой, подруга? — прозвенела в ответ красавица
виолончель, стоящая в углу.
— Устала, не могу больше, ненавижу музыку, — заплакала
виолончель девочки.
— Музыкальный инструмент, даже учебный, не может ненавидеть
музыку, — удивленно прозвенела виолончель из угла.
— Вам хорошо так говорить. Вы красавица. Вас берегут и
лелеют. Наверное, вы на концертах красивую музыку исполняете. А я только
хриплю да визжу. Меня ругают и бросают повсюду.
Однажды девочка в моем корпусе утопила мой
металлический шпиль, чтобы я не смогла играть, и урок музыки не состоялся.
Девочкина виолончель хрипела и прерывисто звякала, словно
на ней рвались струны.
— Успокойтесь, милая. Вижу, судьба у вас нелегкая. Но
все-таки вы не должны терять веру в музыку, — прогудела красавица виолончель из
угла.
Тут в комнату вошла учительница. Она подняла валяющуюся
на полу учебную виолончель, разбудила девочку и ласково спросила ее:
— Исполнишь мне что-нибудь для первого знакомства?
Девочка покраснела, прижала к себе свой инструмент и попросила:
— Нет, лучше вы мне сыграйте что-нибудь красивое на
вашей виолончели.
Учительница не стала спорить. Она взяла свою виолончель,
взмахнула смычком, и полилась чудесная музыка. Девочка сидела, замерев, а
волны музыки проникали в самое сердце. Пока звучала музыка, она нежно прижимала
к себе свою виолончель и тихонько поглаживала ладошкой ее корпус.
С тех пор девочка больше не прогуливала уроки музыки.
По-прежнему ей не нравилось сольфеджио и гаммы, но она очень любила, когда ее
учительница играла на виолончели.
Доставая из чехла свою учебную виолончель, девочка
каждый раз просила:
— Пожалуйста, научи меня исполнять музыку так же красиво,
как это делает моя учительница.
И виолончель старалась изо всех сил.
Вопросы и задания
• Почему девочка переменила свое отношение к
виолончели?
• Детей обычно учат игре на музыкальных инструментах,
изготовленных на фабрике. Как вы думаете, правильно ли это?
• Чем музыкальный инструмент, сделанный на фабрике,
отличается от инструмента, сделанного руками мастера? Дети делятся на группы
по три человека. Один человек из группы играет роль инструмента, сделанного на
фабрике, второй — играет роль инструмента, сделанного на заказ в музыкальной
мастерской, а третий человек играет роль музыканта. Фабричный инструмент
убеждает своего собрата, что самое главное не то, где сделан инструмент, а
талант музыканта. Инструмент из мастерской приводит доводы о том, что хорошее
звучание инструмента во многом зависит от умелых рук мастера. Музыкант должен
найти способ помирить оба инструмента.
• Как вы думаете, почему часто детям скучно учиться
игре на каком-либо музыкальном инструменте? Если бы вы были учителем музыки,
как бы вы строили свое занятие, чтобы вашим ученикам не было скучно?
• Нарисуйте виолончель с разноцветными бантиками на
колках.
• Как вы думаете, станет ли девочка виолончелисткой?