• Почему нотки опаздывали
на свою работу? Что их задержало?
• Придумайте сказку о том,
как нотки заболели и не вышли на работу.
• Придумайте волшебное
музыкальное лекарство для нот.
• Педагог приносит в класс
разные музыкальные инструменты, например: барабан, скрипку, дудочку и т.д.
Если бы вы были нотками, в
каких музыкальных инструментах вы бы хотели звучать?
Нарисуйте для ноток
быстрый музыкальный транспорт, чтобы они не опаздывали на работу.
Тайна длительности звуков
— Мама, маэстро Скрипичный
ключ записал в нотную тетрадь песню соловья, а потом он запишет все другие
мелодии тоже, — радостно сказал мальчик маме.
— Сегодня можно записать
только мелодию дождя, — улыбнулась мама и показала на серые тучи за окном.
Тут же хлынул ливень.
Мальчик слушал, как капли барабанят по крыше и как журчат струйки, стекающие
по оконному стеклу. Непоседливые нотки тут же подхватили эту песенку. Капельки
стучали быстро и часто: кап-кап-кап. У ноток, которые пели вместе с ними,
вырастали палочки с двумя хвостиками, а у ноток, которые пели журчащую песенку
струек, палочки были с одним хвостиком.
— Маэстро Скрипичный Ключ,
почему у разных ноток разные хвостики? Почему одни нотки беленькие, а другие
черненькие? — спросил
мальчик.
— Это великий закон длительности
звуков! — важно ответил маэстро. — Нотки должны сами открыть этот закон.
(На инструментах
проигрываются одноименные нотки. Дети должны рассказать, чем отличается
звучание одной и той же ноты на разных инструментах).
— Как, как, как нам
открыть закон длительности звуков? — запищали нотки.
— Это очень трудно, —
предупредил Скрипичный ключ. — Нужно отправиться в опасное путешествие: вместе
с капельками дождя и струйками воды спуститься в ручей и по нему доплыть до
речки, а потом попасть в море.
— Как страшно, река
глубокая, а море еще глубже. Если наши хвостики намокнут, мы утонем. Мы не
умеем плавать под водой, как рыбки, — заплакали нотки.
— Не плачьте, нотки,
хотите, я подарю вам свой кораблик? — предложил мальчик.
— Ура! Ура! Ура! —
засмеялись нотки. — Мы поплывем на корабле, как настоящие матросы!
— Вот непоседы, то
смеются, то плачут, — укоризненно сказал Скрипичный ключ.
Мальчик усадил нотки на
кораблик, вышел под дождь и пустил кораблик с нотками в плаванье.
— Возвращайтесь скорее, —
крикнул мальчик и помахал вслед ноткам рукой.
Целый день мальчик
беспокоился:
— Бедные нотки, как они
там? Я промок до нитки, пока их провожал, а они целый день под дождем среди
волн.
К счастью, вечером нотки
вернулись. Они прыгнули в нотную тетрадь и сказали:
— Как хорошо дома, в тепле
и уюте. Быть матросами нелегко. В ручейке кораблик только слегка качался. На
реке волны качали кораблик гораздо сильнее, чем в ручье. Но в море огромные
волны гудели и бросали кораблик, то вверх на гребень волны, то вниз в морскую
глубину. Мы испугались, взлетели в небо и вернулись домой на тучке.
— Надеюсь, вы открыли
закон длительности звуков? — спросил маэстро Скрипичный ключ.
— Конечно, открыли.
Слушайте, — гордо сказали нотки и застучали быстро и часто, как дождик. Потом
нотки зажурчали, как струйки, в которые собирались капельки. Затем песенка
струек превратилась в журчащие всплески ручья, они были громче и длиннее. Плеск
воды в реке был еще длиннее. Под конец нотки запели длинно и громко, как
настоящие морские волны.
— Я слушал вас и словно
сам плыл вместе с вами! Как красиво! — воскликнул мальчик.
— Во время путешествия мы
поняли, что звуки бывают разные по длительности. Это очень красиво, когда они
чередуются и меняют свою длительность, — объяснили нотки.
— Да, правильно, —
согласился Скрипичный ключ. — Музыканты называют это ритмическим рисунком. Они
записывают целые нотки белым кружком, половинные — белым кружком с палочкой,
четвертинки — черным кружком с палочкой; в одной восьмой к черному кружку и
палочке добавляется хвостик, а у одной шестнадцатой вырастают сразу два
хвостика.
Тут маэстро замолчал,
потому что усталые нотки крепко спали. Мальчик тоже пошел спать, а маэстро
Скрипичный ключ записал песенку воды в нотную тетрадь.
Вопросы и задания
• Как вы думаете, о чем
поют капельки дождя?
• Нарисуйте капельки дождя
в виде ноток.
• Почему у разных ноток
разные хвостики и что они обозначают?
• Почему одни нотки
беленькие, а другие — черненькие?