Вечером, перед тем как уснуть, мальчик спросил у
ноток:
— Нотки, вы можете долететь до звезд и принести мне
звездную песенку? Ясными ночами она так красиво звенит в вышине.
— Нет, звезды поют слишком высокими голосами, мы так
не умеем, — грустно ответили нотки.
— Как же так? Фея Музыки обещала мне, что с помощью
ноток я смогу записать любую мелодию, — расстроился мальчик.
— Конечно, сможешь, мальчик. Фея Музыки никогда не
дает пустых обещаний, — важно произнес маэстро Скрипичный ключ. — Нотки должны
позвать на помощь тетушку Октаву. Она умеет распределять звуки на октавы и
поднимать
их в вышину.
Нотки тут же хором закричали: «Тетушка Октава, тетушка
Октава!»
Тетушка Октава появилась, словно из воздуха, и спокойно
сказала:
— Не кричите и не устраивайте беспорядка, я все прекрасно
слышу.
К платью тетушки Октавы сверху вниз было пришито
много карманчиков. Она похлопала по карманчикам и строго сказала ноткам:
— У меня всегда и во всем порядок. Дорогие нотки,
чтобы сыграть любую мелодию, вы должны привыкнуть к порядку. Я разделю все
нотки на октавы, в каждой по семь ноток.
Самые высокие нотки, с тонкими звенящими голосками,
поселятся в верхнем кармашке; а самые низкие ноты, с низкими ворчащими
голосами, — в нижнем кармашке. Весь остальной звукоряд я тоже разделю на октавы
и разложу по средним кармашкам.
Маэстро Скрипичный ключ всплеснул руками:
— Как же я справлюсь с таким количеством звуков, особенно
с этими низкими и ворчащими нотами? Я существо изящное, возвышенное и люблю
высокопоющие звуки.
— Не волнуйтесь, маэстро. Я вам помощника позову, —
успокоила Скрипичный ключ тетушка Октава и повелительно взмахнула рукой. В
комнату вкатилось согнутое, сердитое существо и проворчало низким голосом:
— Я господин Басовый ключ, я научу ноты звучать низко
— иногда и поворчать надо, погудеть, как ураган, или пореветь, как медведь.
— Не бойтесь, мы вас не обидим. Мой порядок поможет
вам взлететь до самых звезд и услышать их звон. А господин Басовый ключ
подскажет вам, когда нужно звучать низко.
— Значит, мы сможем спеть музыку звезд? — обрадовались
нотки.
Нотки радостной стайкой поднялись в темное небо. Они
поднимались все выше и выше и звенели все тоньше и тоньше. Нотки подлетели к
звездам и ударились о них, а звезды зазвенели, словно крохотные небесные
золотые колокольчики.
Тут над лесом поднялась круглая желтая луна. Все нотки
полетели к луне и ударились в нее с размаху. Господин Скрипичный ключ взмахнул
рукой, и луна низко загудела, словно большая медная тарелка.
— Тетушка Октава, а вы знакомы с феей Музыки? — спросил
мальчик.
— Мы все ее дети: и я, и нотки, и музыкальные ключи.
Музыка послала нас служить людям и записывать ее летающие мелодии. Когда
мелодия записана, музыкант может спеть ее или сыграть на музыкальном
инструменте, — объяснила тетушка Октава и добавила:
— Конечно, нелегко мне было навести порядок и
разделить все нотки на октавы. На разных музыкальных инструментах музыканты
использовали разные октавы, с разным количеством ноток, но я справилась.
Тут рассказ тетушки Октавы прервали нотки, вернувшиеся
домой. Они высоко звенели, как маленькие золотые колокольчики, и низко гудели,
как большая медная тарелка. Но тетушка Октава быстро утихомирила взволнованные
нотки. Маэстро Скрипичный ключ и господин Басовый ключ записали музыку неба в
нотную тетрадь.
Вопросы и задания
• Почему у тетушки Октавы всегда и во всем порядок?
• Для чего нужна октава?
• Почему к платью тетушки Октавы было пришито
множество кармашков?
• Нарисуйте тетушку Октаву в платье с кармашками, из
которых выглядывают нотки.
• Представьте, что вы нотка. В каких октавах вы хотели
бы жить — низких, средних или высоких и почему?
• Все дети — нотки. Они танцуют и скачут под музыку.
Один из детей — тетушка Октава. Музыка обрывается, и все нотки должны подбежать
к Октаве и сесть на корточки вокруг нее. Нотке, которая прибежит последней,
тетушка Октава задает музыкальный вопрос.
• Для чего необходим басовый ключ и чем он отличается
от скрипичного?
• Нарисуйте скрипичный и басовый ключи в образе двух
важных синьоров во фраках и придумайте сказку о том, как они вместе
воспитывали нотки.