• Детям раздаются палочки. Все они барабанщики. Каждый
выбирает объект, по которому он будет бить палочками. Затем включается музыка,
и дети должны барабанить в такт музыке.
• Дети делятся на пары. Один придумывает какую-либо
фразу, пишет ее на листочке и старается выразить эту фразу барабанной дробью.
Другой человек угадывает, о чем говорит барабанная дробь.
• Придумайте сказку о волшебном барабане, который
своей дробью помогал людям в трудных ситуациях.
• Нарисуйте веселый портрет барабана в образе пузатого
улыбающегося господина.
Большой африканский барабан
В Африканском племени юмба-тумба самым главным был
барабан Там-там. Конечно, в этом племени жили разные барабаны. Маленькие —
делались из пустых кокосовых орехов или из высушенных тыкв. Средние и большие
барабаны изготовлялись из выдолбленных стволов деревьев и шкур животных. Но
самым великим бал барабан Там-там. Он был сделан из шкуры буйвола, натянутой
на круглый каркас. «Там-там» гудел мощно, словно раскаты грома. Эти раскаты
слышали другие племена, живущие в Африке. Они понимали язык Там-тама. Радостно
и уверенно рокотал большой барабан, если охотники племени возвращались с
богатой добычей. Победно и хвастливо гудел барабан, когда в племени рождались
младенцы — будущие новые охотники. Мрачно и грозно рокотал большой барабан,
если охотники племени гибли или собирались на войну.
Неподалеку от племени жил злой леопард. Он слышал гром
Там-тама и думал: «Люди сильнее всех, потому что барабан Там-там помогает им».
Леопард пошел к крокодилу, который жил в болоте, и сказал
ему:
— Люди сильнее всех зверей. Барабан Там-там помогает
им охотиться и забирать себе всю нашу добычу. Надо его уничтожить.
— Это невозможно сделать. Там-там всегда предупреждает
людей об опасности, — покачал головой крокодил.
— Достань мне корень волшебного лотоса, — попросил
леопард. — Если съесть маленький кусочек этого корня, можно превратиться в
кого угодно. Я превращусь в сильного зверя и сломаю Там-там.
Крокодил нырнул в болото и не появлялся целый час. А
когда вынырнул, в зубах у него был корень волшебного лотоса.
Обрадовался леопард, быстро сжевал кусочек корня и превратился
в огромного слона.
Во много раз больше, чем любой другой слон. Страшный
слон шел к племени юмба-тумба и грозно трубил: «Я сломаю ваш барабан клыками и
затопчу его ногами».
Но никто не испугался, потому что Там-там гремел
громче, чем слон. И в деревне собралось множество охотников.
Тогда вернулся леопард на берег болота. Снова сжевал
он кусок корня и превратился в огонь. Бежал огонь по сухой траве прямо к
племени юмба-тумба и шипел: «Всех сожгу, а Тамтама в первую очередь.
Да только не успел огонь добежать до деревни.
Встретили его в пути люди с водой и потушили.
Снова вернулся леопард на берег болота. А болотная зеленая
уточка говорит ему:
— Глупый ты, леопард. Никогда тебе не победить барабаны.
Они есть не только у племени юмба-тумба, а у других племен тоже. Люди видят
тебя и стуком барабанов предупреждают друг друга об опасности.
Вопросы и задания
• Нарисуйте великий барабан Там-там из сказки.
• Если бы этот барабан был у вас дома, в каких делах
он бы вам помогал?
• Как вы думаете, почему леопард не смог победить
барабан?
• Придумайте сказку, как люди подарили барабан
леопарду, чтобы он стал добрее.
• Какие еще музыкальные ударные инструменты служили людям
древних племен?
• Дети делятся на группы. Каждая группа — племя.
Каждой группе дается барабан. Дети должны придумать и исполнить на своем
барабане три мелодии: радостную, печальную и тревожную — и рассказать, в каких
ситуациях их племенам нужны эти мелодии.
— Сама его пей, внучка, — ответил старик. — Тебе сил
много надо будет, чтобы выжить. Наше племя может погибнуть зимой. Слишком мало
у нас осталось людей.
— Дедушка, мой муж Соколиное Перо говорит, что в других
племенах тоже мало людей. Почему мы живем маленькими племенами? Вместе мы бы
были сильнее.
В ответ старик кивнул с горестью и пошел к вождю племени.
— Надо индейцам объединяться и дружить, тогда мы сможем
помогать друг другу, — сказал старик вождю.
— Как мы узнаем, захотят ли соседи дружить с нами? —
ответил вождь.
— Пусть охотники отнесут приглашение на пир всем соседям.
А женщины зажгут костер и приготовят еду. Тот, кто захочет дружить, придет к
нам в гости, — объяснил старик.
— Твой план опасен, — покачал головой вождь. — Нельзя
посылать мужчин в другие племена, вдруг они не вернутся.
Опечалился старик, а внучка говорит ему.
— Не горюйте, дедушка. Мой муж Соколиное Перо придумает,
что делать.
Вдруг Чистый Родник подняла голову и воскликнула:
— Слышу, он уже идет с добычей. Надо приготовить ему
горячую еду.
Чистый Родник принялась хлопотать, и, когда молодой
охотник подошел, еда уже сварилась на костре. Дед с удивлением спросил:
— Внучка, как ты узнала, что твой муж идет с добычей,
когда он был еще так далеко?
Соколиное Перо достал из сумки небольшой глиняный
горшок, на который была натянута шкура оленя, и выбил ладонями звонкую дробь.
— Я сделал этот инструмент и назвал его барабаном. Когда
я возвращаюсь с охоты, я стучу в барабан, и моя любимая слышит меня, даже если
я далеко.
Не успел охотник договорить, как старик схватил
барабан и побежал к вождю.
— Нам нужно сделать такой барабан, вождь. Только не
маленький, а большой. Тогда его громкий стук услышат все племена. Этот барабан
расскажет людям, что мы зовем их в гости, чтобы жить вместе и помогать друг
другу.
Эти идея всем понравилась, и люди племени принялись за
работу. Они сделали круглую деревянную раму и натянули на нее сверху и снизу
кожу лося. Потом они зашили обе стороны барабана по краю деревянной рамы
полосой кожи и сделали барабанные палочки с оленьей шкурой на концах.
— Бум-бум-бум, идите все сюда, идите в гости — бил в
барабан охотник Соколиное Перо.
Звук барабана был такой громкий и призывный, что его услышали
и поняли все соседние племена. Первым пришло самое маленькое племя с лесного
озера. Они остановились неподалеку, не решаясь подойти к костру.
Тогда Чистый Родник взяла красивые бусы и отнесла их
девушке из племени лесного озера, а девушка в ответ протянула свое ожерелье из
ракушек. Они взялись за руки и стали танцевать вокруг костра. Чистый Родник
запела приветственную песню, а Соколиное Перо выбивал ритм мелодии на
барабане.
Люди заулыбались и тоже стали обмениваться дарами,
всем, что у них было с собой. А потом они спели вместе песню даров.
Новые племена приходили на зов барабана, и люди снова
и снова пели песню даров.
С тех пор индейцы стали жить лучше. Большие и маленькие
барабаны поют песню дружбы и песню даров — индейский зов любви.
Вопросы и задания
• Почему люди не испугались ударов барабана, а, наоборот,
с радостью восприняли эту музыку и стали собираться вместе?
• Представьте, что вождь племени спрашивает у вас
совет, как племенам жить в дружбе. Что вы ему посоветуете?
• Нарисуйте самый первый барабан, который сделали люди
племени.
• В каких важных делах этот барабан помогал людям племени?
• Придумайте сказку о том, как барабанная музыка
спасала индейцев от голода и болезней.