В игре участвуют дети, умеющие читать и знакомые с географической картой.
На небольших листочках взрослый заранее пишет названия
разных географических объектов – городов, морей, рек, гор и так далее.
На листках побольше – обобщающее название, например «ГОРЫ», «РЕКИ» и
прочее.
Играющие могут разделиться на команды, а могут играть каждый за себя.
1-й вариантКаждый игрок или
команда получает одну или несколько больших карточек. По команде
ведущего игроки начинают раскладывать под каждой большой карточкой
маленькие: под словом «ГОРЫ» – названия гор и так далее. Маленькие
карточки лежат вперемешку. Игроки берут их из общей стопки, например
лежащей на столе ведущего, или получают некоторое количество карточек на
руки.
Побеждает тот игрок или команда, кто быстрее нашел и
правильно разложил свои карточки. Для запутывания игроков можно
добавлять в игру названия, не соответствующие ни одной из категорий,
написанных на больших карточках.
В процессе игры, если у детей возникают затруднения, они
могут сверяться с картой. Причем совершенно не возбраняется помощь
взрослого. Ребенок просит – покажи, где «Карибское». Взрослый показывает
на карте, а ребенок сам решает, море это или что-то еще. То есть
взрослый подсказывает, но не до конца.
2-й вариантБолее сложный
вариант – разложить свои карточки в алфавитном порядке, как в
энциклопедии. Если есть два названия на одну букву, игрок должен
ориентироваться на следующие буквы – какая из них раньше встречается в
алфавите.
3-й вариантНа больших
листках пишут названия материков: «ЕВРОПА», «АЗИЯ», «АФРИКА» и так далее
или названия полушарий: «ВОСТОЧНОЕ ПОЛУШАРИЕ», «ЗАПАДНОЕ ПОЛУШАРИЕ»,
или «ЮЖНОЕ ПОЛУШАРИЕ» и «СЕВЕРНОЕ ПОЛУШАРИЕ».
Детям нужно разложить свои маленькие карточки не только
по типам географических объектов, но и по месту их расположения (или по
материкам, или по двум полушариям).
4-й вариантКаждому ребенку
выдается на руки несколько маленьких карточек. Среди них играющий должен
выделить пары объектов, как-то связанных между собой, например:
• река и озеро, в которое она впадает;
• город и море, на берегу которого он стоит;
• река и ее приток;
• гора и страна, в которой она расположена.
Естественно, взрослый заранее подбирает карточки так, чтобы такие пары нашлись.
Эту игру можно проводить несколько по-другому. Играющий
получает несколько карточек на руки. А пары к ним он должен выбрать из
нескольких карточек, лежащих на столе. Можно подобрать не пару, а тройку
(по тому же принципу – город, река, на которой он стоит, и страну, в
которой это все находится, и так далее). Чем больше пар, троек или даже
четверок найдет тот или иной играющий, тем больше очков он получит.
5-й вариантЕсли у вас
имеются изображения флагов разных стран, то можно подбирать название
страны к изображению. К флагам можно подбирать не только страны, но и
названия городов и других географических объектов, которые расположены в
стране, имеющей такой флаг. Эта игра проводится при наличии плаката,
изображающего флаги стран мира, чтобы ребенок мог сверяться с ним в
процессе игры.
Отгадай, что это?В игре
участвуют дети, знакомые с географической картой. Взрослый дает описание
того или иного объекта – начиная с общих определений, постепенно
переходит к более конкретным. Например: «Это остров, он находится в
восточном полушарии, расположен в Тихом океане, на нем находится город
такой-то…» Или: «Это река расположена в Евразии, впадает туда-то, на ней
стоит город такой-то».
В процессе игры дети высказывают свои предположения по
поводу услышанного. Кто быстрее угадает, о чем идет речь, – получает
очко. |