Прежде чем учить малыша пользоваться календарем,
рассказывать ему, что такое сутки, неделя, месяц, год, надо
познакомиться с понятиями «сначала» и «потом».
Общаясь с ребенком в течение дня, играя, занимаясь с ним, комментируйте свои действия словами.
В будущем времени:
• сначала мы умоемся, потом будем завтракать;
• сначала надо убрать со стола игру, а потом уже садиться обедать;
• сначала мы поиграем в лото, потом ты будешь рисовать;
• сначала надо нарисовать кружочек, потом квадратик.
В прошедшем времени:
• сначала мы сходили погулять, потом сели обедать;
• сначала надо было надеть рубашку, а потом свитер, а не наоборот;
• сначала ты не умел рисовать человечка, потом научился.
Для знакомства с этими понятиями можно использовать
картинки с изображениями каких-либо последовательных действий или
явлений: рост и развитие растения или животного; последовательные
действия по изготовлению чего-либо (сначала строят фундамент, потом
первый этаж и все последующие, потом кладут крышу).
Рассматривайте картинки, рассказывайте ребенку о том,
что нарисовано, потом просите его рассказать, что бывает сначала, а что
потом. После прочтения сказок разыгрывайте их вместе с ребенком,
используя игрушки и следя за тем, чтобы ребенок не путал порядок
действия.
Купите тоненькие книжки с простейшими сказками, вырежьте
иллюстрации и наклейте на картонки. Их можно использовать для
разыгрывания сказки (вместо игрушек) или просто раскладывать в нужном
порядке.
Познакомьте ребенка с названием частей суток. В течение
дня говорите, что было утром, а что будет вечером. Для закрепления
знаний найдите в детской познавательной литературе или изготовьте сами –
сфотографируйте – один и тот же вид в разное время суток, например вид
из вашего окна.
Попросите ребенка рассказать по картинкам, какое время
на них изображено, что бывает в это время суток в природе (с солнцем,
небом, животными), что обычно делают в это время папа и мама, он сам.
Пусть пояснит, что бывает сначала, а что потом, расположит картинки в
нужном порядке (слева направо).
Если ребенку сложно расставить картинки, сделайте это
сами и поясните свои действия. А малышу останется только правильно
разложить стрелочки, нарисованные на маленьких листочках, показав, что
бывает сначала, а что потом. Читающим детям можно предложить расставить
около картинок подписи (на карточках) или расставить подписи в нужном
порядке.
Гуляя с ребенком, читая познавательную или
художественную литературу, обращайте внимание на признаки времени года,
на поведение животных в природе, на состояние растений, на труд людей.
Рассказывайте, что бывает сначала, а что потом:
• сначала тает снег, потом начинает расти трава;
• сначала появляются почки, потом листья и цветы.
Расскажите ребенку, что сезоны повторяются в
определенном порядке, что после осени всегда бывает зима, что в течение
одного года проходят все четыре сезона – это и называется один год.
Вспомните прошлый праздник Нового года, первый выезд на велосипеде
прошлой весной, купание в речке прошлым летом, поход за грибами прошлой
осенью. Скажите, что через год снова наступит зима, за ней весна и так
далее. Что так было всегда и ничего не изменится. |