Время: сутки, неделя, месяц, годКак
известно, окружающий мир существует во времени и пространстве. Все
жизненно важные процессы протекают за определенные промежутки времени.
Мы воспринимаем время, соотнося его с определенными этапами и явлениями
собственной жизни. Дети также воспринимают время опосредованно, умение
различать временные промежутки формируется у них на основе личного
опыта, выделения из обыденности постоянно повторяющихся явлений.
Система измерения времени построена так, что каждая мера
складывается из единиц предыдущей и служит частью последующей. Поэтому
ознакомление детей со временем тоже требует определенной
последовательности.
В младшем дошкольном возрасте у детей уже сформировано представление о таких промежутках времени, как утро, день, вечер, ночь. Поэтому
имеет смысл уточнить и закрепить знания детей о частях суток, умение
определять и называть их. Детей среднего дошкольного возраста можно
познакомить с чередованием суток и понятиями вчера, сегодня, завтра.
Старших дошкольников уместно познакомить с календарем, днями недели, месяцами, годом. В этом вам помогут следующие игры.
Игры с цветными картинкамиИз серии
цветных картинок, изображающих события повседневной жизни, выберите
поэтапно те, которые относятся к утру, дню, вечеру и ночи (дети утром
идут в школу, днем гуляют на улице, вечером смотрят в окно на
зажигающиеся фонари, ночью ложатся спать и т. п.).
Составь рассказПредложите ребенку
составить небольшой рассказ о том, что он делает в разное время суток.
Запишите его и попросите проиллюстрировать рисунками. Составьте, таким
образом, мини-книжечку, автором которой будет ваш ребенок.
Игры с карточкамиИзготовьте из цветной бумаги вместе с ребенком четыре цветные карточки, символизирующие разное время суток.
Первая карточка символизирует утро: на голубом фоне
внизу – половинка поднимающегося солнца с расходящимися лучами. Вторая
карточка – день: на ярко-синем фоне в верхней части листа – ярко-желтое
солнце. На третьей карточке – вечер: на сером фоне – оранжевый круг
солнца без лучей. На четвертой карточке – ночь: на черном фоне – желтый
месяц и белые звезды.
Описывая типичные ситуации, задайте ребенку вопрос: «Когда это бывает?». Пусть он ответит, выбрав соответствующую карточку.
Потренируйте его располагать карточки и цветные картинки в их последовательности.
СуткиКогда ваш малыш четко усвоит названия частей суток, познакомьте его с самим понятием сутки. Слово сутки станет
обобщающим названием для последовательности: утро, вечер, день, ночь.
Необходимо пояснить, что сутки – это отрезок времени длиной в 24 часа,
начинающийся и заканчивающийся в одно и то же время. То есть сутками
называют последовательность времен суток, начиная с их любой части и
заканчивая такой же частью. Это может быть последовательность: вечер,
ночь, утро, день – до вечера; ночь, утро, день, вечер – до ночи и т. п.
Разложите в необходимом порядке картинки с изображением времен суток,
представив разные варианты суток.
Вчера, сегодня, завтраОбъясняем значение слов вчера, сегодня, завтра. Чтобы закрепить значение этих слов, нужно ориентироваться на какое-либо значимое и яркое событие.
Возьмите билеты в цирк или кукольный театр и трижды
сконцентрируйте внимание ребенка на этих словах: «Завтра мы пойдем в
цирк», «Сегодня мы пойдем в цирк», «Вчера мы ходили в цирк».
Неделя. Дни неделиРебенка среднего
дошкольного возраста знакомим с определением недели. Запоминаем
количество дней недели и их названия. Соотнесите дни недели с
определенными событиями: в понедельник, первый день недели, после отдыха
идем в детский сад; вторник, второй день недели, следует за
понедельником.
По звучанию его название напоминает числительное второй. Среда,
третий день, означает середину рабочей недели, средняя по порядку;
четверг – четвертый, пятница – пятый день. Названия созвучны
числительным. Пятница – день перед выходными и, наконец, суббота и
воскресенье – выходные дни, дни интересного досуга и отдыха. Подарите
малышу комплект одежды «неделька» из семи предметов на каждый день с
яркими надписями.
СказкаРасскажите малышу такую
сказку: «Жила-была дружная семья. И было в этой семье семеро братьев и
сестер. Ведь семья – это семь „я", семеро дружных родственников.
Называлась эта семья – Неделя. Самого старшего брата звали Понедельник.
Он родился самым первым, был самым взрослым и серьезным, начинал все
важные для семьи дела и присматривал за остальными братьями и сестрами.
Вторник был чуть помладше брата Понедельника, но всегда во всем помогал
ему. Среднюю сестричку звали Среда. Она во всем слушалась старших
братьев и заботилась о младших братьях и сестрах. Младшего брата звали
Четверг, он появился на свет четвертым и был веселым и послушным, за все
брался с охотой и все успевал в срок. Младшую сестру, пятую по счету в
семье, звали Пятница, она была лучшей подругой и помощницей всем членам
большой семьи. И были еще в семье маленькая сестричка Суббота и совсем
маленький братик Воскресенье. Поскольку они были совсем крошками, они
ничего особенного не делали, а только отдыхали, а все остальные братья и
сестры баловали и развлекали их. Эта дружная семья здравствует и по сей
день, а мы каждое утро встречаемся с ее знаменитыми братьями и
сестрами».
Впоследствии ребенок может вместе с вами или сам сочинять подобные сказки на каждый день.
Знакомство с календаремДошкольников старшего возраста поэтапно знакомим с календарем.
Покажите ребенку различные виды календарей, объясните,
как ими пользоваться. Используйте в дальнейшем отрывной календарь,
дающий наглядное представление об уходящих днях, неделях, месяцах.
Коробка-календарьВ течение года вы
можете проводить наблюдения за отрывным календарем. Изготовьте
картонную коробку, в которой будет 18 ячеек, по размеру календарных
листков (три ряда по 6 ячеек).
Наблюдения за календарем начните с 1 января. В ячейки
нижнего ряда последовательно складывают листки с днями недели – по 7 в
каждую. Одна ячейка нижнего ряда символизирует неделю. Когда месяц
закончится, пересчитайте количество недель и общее количество дней и
положите их в первую верхнюю ячейку верхнего ряда. 12 ячеек верхнего
ряда будут символизировать 12 месяцев года.
Глядя на количество пустых и заполненных ячеек, ребенку
легко сказать, сколько недель в этом месяце, сколько месяцев года прошло
и сколько осталось, сколько месяцев в году вообще. Можно посчитать,
сколько дней месяца прошло и сколько дней было в прошедшем месяце.
(Данная игра рекомендована учебным пособием
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» /
Под ред. Столяра А. А. М., «Просвещение», 1988.)
С отрывными листками календаря можно организовать и такие игры.
ПарыВыберите из стопки календарных листков по паре каждого дня недели (2 понедельника, 2 вторника и т. д.)
ПятеркиВыберите из стопки пять вторников, пятниц или других дней недели (число и месяц значения не имеют).
Какой день сегодня?Найдите сегодняшнее число среди других листков.
Времена годаПрочитайте вместе с
вашим ребенком сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Научите его
разделять месяцы соответственно временам года: три зимних, три весенних,
три летних и три осенних.
Предложите ребенку четыре разные цветные картинки с
изображением зимы, весны, лета и осени. Пусть он разложит листки
календаря по три стопки на каждую картинку.
Называйте малышу месяцы не по порядку. Пусть он выбирает
и поднимает картинку, изображающую время года, к которому относится
месяц.
НеделькаСоберите календарную неделю из разрозненных листов. |