Кукла — на подушке. Книга — под подушкой.
Рассмотри картинку слева. Расскажи, что на ней
изображено.
• Где сидит
кукла? (На подушке.) Как ты понимаешь это словосочетание «на подушке»? Что оно
обозначает? (Оно обозначает, что кукла находится сверху подушки, т.е. она сидит
сверху на подушке.)
• Как ты
думаешь, а где находится (лежит) подушка? (Подушка находится (лежит) на
одеяле, т.е. сверху одеяла или, по-другому, подушка лежит сверху на одеяле.)
• Есть ли у
куклы бант? (Да, есть.) С какой он стороны по отношению к тебе, когда ты
смотришь на картинку? (С правой стороны.)
• А если ты
будешь говорить, с какой стороны у куклы бант по отношению к ней самой? (По
отношению к кукле бант у нее с левой стороны.) Вот видишь, местонахождение предмета
в пространстве может быть разным: по отношению к себе самому или по отношению
к другим предметам.
• В какую
сторону смотрит кукла: влево или вправо? (Кукла смотрит вправо, когда ты на нее
смотришь, но по отношению к самой себе она сидит, повернувшись немного влево,
следовательно, и смотрит — влево.)
Рассмотри картинку справа. Расскажи, что на ней
изображено.
• Где
находится диван? (Диван стоит на полу.)
• Где лежит
подушка? (Подушка лежит на диване, т.е. сверху на диване.)
• А где
лежит книга? (Книга лежит под подушкой.)
• А на чем
книга лежит? (Книга лежит на диване.)
• А теперь
объедини два последних ответа и дай полный ответ, где лежит книга. (Книга лежит
на диване под подушкой.)
• А с какой
стороны ты видишь подушку и книгу на диване? (С правой стороны.)
• А по
отношению к дивану где они лежат? (Представь себя на месте дивана.) (По
отношению к дивану подушка и книга лежат с левой стороны.)
Взрослым на заметку
В этом и следующем задании представлены наиболее простые
варианты заданий, и если ребенок легко с ними справляется, предложите
рассмотреть и описать мелкие детали: наряд куклы, узор наволочек, обоев и др.
Такие задания способствуют развитию речевых умений ребенка, его наблюдательности
и внимания. |