С горки — на санках. На
горку — с санками.
• Что
ты видишь на картинках слева и справа?
• Придумай
общее название к обеим картинкам. (Катание на санках. Или: Катание с горки.
Или: Катание с горки на санках.)
• Что
делают дети на картинке слева? (Спускаются с горки.)
• Кто
лежит на санках, а кто сидит?
• Кто
находится впереди, кто — сзади?
• В
какую сторону смотрит мальчик?
(Мальчик смотрит в правую от себя сторону
(вправо ) на девочек-сестренок на санках.)
• Почему,
как ты думаешь? (Потому, что они находятся впереди него. Они спускаются с горки
быстрее.)
• Какая
сестренка сидит впереди на санках, а какая позади? (Младшая впереди, а старшая
— позади) Объясни,
почему они так сидят.
А теперь еще раз внимательно рассмотри
картинку справа и скажи: здесь изображены те же дети, что и на картинке слева?
Докажи свой ответ.
• Что
делают дети на картинке справа? (Они поднимаются на горку.)
• Они
одинаково поднимаются на горку? (Нет, неодинаково.)
• В
чем разница между ними при подъеме на горку? (Один мальчик поднимается на
горку с санками (в руках), а второй поднимается на лыжах, он не несет лыжи в
руках.)
• Кто
из детей находится выше, поднимаясь на горку? (Выше ребенок на лыжах —
лыжник.)
• А
кто находится ниже при подъеме на горку? (Ниже мальчик с санками.)
• А
теперь скажи, кто находится ближе к тебе: мальчик с санками, или мальчик на
лыжах?
• Сделай
самостоятельно вывод, кто из детей находится подальше от тебя, когда ты
смотришь на эту картинку.
• Кого
видят впереди себя на горке оба мальчика? (Впереди себя на горке дети видят
снеговика.)
• Кто
из мальчиков находится слева на картинке, а кто справа, когда ты смотришь на
картинку? (Слева — мальчик с санками, справа — мальчик с лыжами.)
• А
по отношению друг к другу кто из мальчиков слева, а кто — справа? (Слева от
лыжника — мальчик с санками, справа от мальчика с санками — лыжник.)
Взрослым на заметку
На картинках изображены два времени года —
зима и лето. Спросите ребят, чем они любят заниматься зимой (кататься на
санках, коньках, играть в снежки и т.д.). Предложите им составить рассказ по
картинкам, вспомнить интересные смешные случаи из жизни во время катания или
игры в снежки. Например: в какое время года бывает самая теплая погода?
(Летом.) Чем любят заниматься дети летом? (Купаться в водоемах, кататься на
велосипедах и др.) В какие игры они играют на воде? И т.п. Попросите их
употреблять в своих рассказах разные слова, указывающие на местонахождение
предметов в пространстве, на их пространственные отношения. Но сначала, как
обычно, дети рассматривают картинки и отвечают на наши вопросы (о пространственных
отношениях). |