Цели и задачи:
Развивающие: развитие активности и самостоятельности;
развитие наглядно-образного топографического мышления; развитие
знаково-символической деятельности.
Воспитательные: формирование социальной компетентности
в области ориентировки на улице; формирование умений дружно строить и играть.
Образовательные: формирование представлений о
структурных элементах улицы, правилах поведения на улице; упражнение в
согласовании сложносоставных прилагательных с существительными в единственном
и множественном числе, в умении составлять правильную фразу из предложения,
построенного грамотно, но неверно по смыслу; упражнение в составлении
сложноподчиненного предложения с конструкцией «когда..., то...» в прошедшем
времени; формирование умений составлять графический план и по плану создавать
конструктивную постройку.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель. Сядет тот, кто назовет, что всегда можно
увидеть на улице.
2. Беседа с детьми и составление плана
Воспитатель. Какие улицы нашего города вы знаете? Как
называется улица, на которой вы живете?
Как называется улица, на которой расположен наш
детский сад? Правильно.
А кто знает, как можно от нашего детского сада добраться
до детской площадки? До библиотеки — что это такое? До магазина? До
поликлиники? Попробуем изобразить это на плане.
Педагог вместе с детьми создает план, обговаривая
символы, которыми будут обозначаться дома, пешеходные переходы, дорога и
тротуар, светофоры, остановки и т. д.
3. Работа с передвижными картинками
Педагог достает силуэты персонажей, которые вместе
могут составить несколько сюжетов, разыгравшихся на улице. Предлагает детям
расположить их на плане так, как они хотят, и придумать короткие рассказы о
том, что случилось на улице, начиная свой рассказ словами: «Однажды, когда я
вышел на улицу...» Все рассказы придумываются в прошедшем времени.
При этом воспитатель добавляет в их рассказы небольшие
сюжеты, включающие проблемные с нравственной точки зрения ситуации. (Кто-то
что-то сделал плохое — как должны реагировать дети? Кто-то провоцирует детей на
плохой поступок — что они ему ответят?) Выслушивает мнение детей о том, как
нужно выйти из проблемной ситуации. Если они затрудняются, то не предлагает правильный
ответ, а просит их подумать или представить, как поступили бы их родители или
положительные персонажи, которым они симпатизируют.
4. Физкультурная минутка (с мячом)
Педагог бросает одному из детей мяч, загадывая, что он
мог видеть на улице:
— Светло-зеленая...
Зеленые... Бледно-зеленое...
— Ярко-красный...
Желто-красные...
— Блекло-серые...
Темно-серая... и т. д.
5. Нелепицы
Воспитатель. Послушайте меня внимательно и отгадайте,
чего на улице быть не может или не должно быть. Объясните почему.
• Из дома
вошел дедушка.
• Пешеходы
идут по дороге.
• Перекресток
выехал на машину.
• Остановка
затормозила около автобуса.
• Машина
едет на красный свет светофора.
• Регулировщик
устроил аварию.
Дети высказываются после каждого предложения
взрослого.
6. Коллективное задание
Воспитатель. Нужно все эти нелепицы исправить.
Построить свою улицу, правильную. Макет у вас есть. (Показывает на графический
план.) Задание такое: берем наборы конструктора, каждый из вас выбирает, что он
будет строить. Потому что построить вам нужно всем вместе одну улицу. И ни в
коем случае нельзя ссориться. Нужно решать все вопросы сообща, чтобы не
возникло какой-нибудь другой «нелепицы» или «неразберихи».
7. Подведение итогов занятия
Педагог вместе с детьми любуется построенной улицей и
предлагает в нее поиграть после занятия («Давайте поиграем в
"пожарных"» и т. д.). Хвалит детей зато, что они дружно взялись за
дело, и выражает уверенность в том, что они так же дружно будут играть вместе.
В этом конспекте впервые применяется прием
прогнозирования нравственного выбора ребенка, исходя из его представлений о
нравственных поступках того или иного персонажа. Тем более это важно, что
разыгрываемые и обсуждаемые с детьми ситуации действительно могут происходить с
ними в их жизни, в частности во время прогулок или другого времяпровождения на
улице. Взрослый при этом может быть отвлечен другой ситуацией — ребенок должен
будет сделать свой выбор самостоятельно. Поэтому ему пригодятся навыки,
приобретенные на данном занятии.
|