Цель: Вызвать интерес к понятию время через
отдельные интересные факты и сведения о разных
способах и средствах измерения, фиксирования
времени.
Материал: Игрушка Чебурашка; плетень,
петушок. Макет солнечных часов, водяных,
будильник, ширма. Магнитофон.
Ход:
Кто день не спит?
И ночь не спит?
А все стучит, стучит, стучит?
И стук у них все в такт, да в такт
Тик-так, тик-так?
Воспитатель (В): – Тихо-тихо, не шумите,
только ушки навострите. Что вы слышите сейчас?
(Звенит будильник)
– Ребята, что это может звенеть? А у кого дома
есть будильник? А зачем он нужен?
В. – Мне кажется, что здесь кто-то прячется.
Кто это?
Чебурашка (Чеб) – Ой, ой, ой! Раззвенелись,
расшумелись, спать не дают.
В. – А за чем ты тут прячешься?
Чеб. – Я пришел к вам отдохнуть, а то
крокодил Гена заставляет меня все делать по
часам. То надо вовремя проснуться, то поесть, то
заниматься.
А у вас, наверное, делай, что хочешь и когда
хочешь?
В. – Ребята, а вы согласны с Чебурашкой?
А какой предмет нам помогает делать все
вовремя?
Без часов, как без рук. Часы – это прибор для
измерения времени.
А часы, которые разбудили, называются –
будильник.
Чеб. – Эх, хорошо бы было, если б исчезли все
будильники. Раз и нету.
В. – Дети, а что будет, если исчезнут все
будильники? Начнётся беспорядок. А, кроме того,
есть другие часы. Они не звонят, но тоже
показывают время. Посмотрите, а где у нас в группе
часы? Они висят на стене, поэтому называются –
настенные часы. А вот у меня на руке наручные
часы. А часы, которые носят в кармане, называются
карманные. А ещё есть часы для игр, они какие?
Игрушечные.
Чеб. – Да, но ведь наверно было время, когда
не было часов?
В. Ребята, а как вы думаете, всегда ли были
часы? А как же измеряли время, когда не было часов?
Чтобы это узнать, нужно заглянуть в прошлое, лет
на 500 назад. У меня есть волшебные часы, если их
стрелки перевести назад, то можно попасть в
прошлое и узнать, как люди измеряли время.
– Приготовьтесь, не шалите и тихонечко сидите.
Начинаю колдовать.
Раз-два-три-четыре-пять!
Посмотрите-ка, деревня! А где же здесь часы? Кто
будил людей по утрам?
Да вот же, часы на заборе сидят. Кто из вас
помнит стихотворение о петушке? (Петушок-золотой
гребешок).
– Как будет петушок людей? Ку-ка-ре-ку!
Просыпайтесь люди добрые, на работу пора.
А можно ли точное время определить по петушку?
А что случится, если ночью упадет петушок с
жердочки и закричит во все горло?
– А если лиса унесет петушка, кто разбудит
людей? И решили люди другие часы придумать. Они
могли время и днем, и ночью показывать. Про такие
часы говорят: <<В них время течет>>.
Смотри, Чебурашка, как они устроены. (Показ
макета) (Сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны
черточки, которые показывают время. Вода
вытекает из сосуда, время уходило). Часы такие
работали от воды, а значит, назывались как?
Чеб. – Ура! Мне нравятся такие часы,
заводить их не надо, бежит и бежит водичка.
В. – А всегда ли в таких часах будет водичка
бежать? Как только вода вся выбежит, надо новую
налить, т.е. завести водяные часы.
Чеб. – Заводите их поскорей, я гулять с ними
пойду.
В. – Зимой на улице твои часы остановятся. А
как вы думаете, почему?
Чеб. – То нельзя, это нельзя. Скучно с вами!
В. – А хочешь, чтобы не скучать, мы научим
тебя играть.
Часы нам время измеряют. (Дети стоят)
Стоят на месте, но шагают. (Шагают на месте)
Шагают часики все в такт.
Тик-так, тик-так, тик-так. (Наклоны головы)
И стрелки вертятся вперед. (Круговые движения
руками)
За часом час, за годом год.
Чеб. – А как еще узнать время без часов?
В. - По солнцу. Такие часы работали от
солнца, а значит, назывались как?
А придумали такие часы в Древнем Риме.
Встало солнце – все проснулись, за работу
принялись. Над головой, оказалось – обедать пора.
А спряталось за синее море, за высокие горы,
пришло время идти на покой.
И вот однажды заметил человек, что тень от
дерева падает утром в одну сторону, а вечером в
другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил
круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень
от столба двинулась по кругу.
Как такие часы назывались?
А как вы думаете, всегда ли можно определить
время по таким часам?
Всегда ли мог человек ими воспользоваться?
Летом мы сделаем такие часы на участке, а почему
нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался?
А можно ли время остановить?
Можно остановить часы, но время было и будет
всегда.
За утром наступит день, вечер, ночь и снова утро.
За зимой придет весна, лето, осень и снова зима. Вы
были маленькие, стали большие.
Время идет вперед. (Звучит музыка <<Бьют часы
на старой башне>>)
Пора заканчивать наше путешествие во времени.
Если хотите, то завтра мы отправимся в музей
часов и обязательно возьмем Чебурашку.
А сейчас пришло время заняться другими
делами.
2. Конспект занятия по познавательному
развитию |