Здравствуйте, дорогие ребята! Представьте, что на улице осень. Моросит мелкий холодный дождик, а мы с вами уютно расположились в нашей теплой светлой комнате. Поговорим о том, что такое «верх» и «низ».Поднимите, пожалуйста, головы и посмотрите вверх. (Дети смотрят вверх.) А теперь расскажите, что вы увидели наверху. (Ответы детей.) Правильно! Вы увидели потолок комнаты и... (плафон, висящий на золотистой цепочке под потолком; хрустальную люстру; малиновый абажур с бахромой; люстру с шестью лампочками-свечками и т.д.).Посмотрим вверхПосмотри-ка вверх, дружок! Ты увидишь потолок. Белый-белый он на вид — Белой краскою покрыт.Видишь голубой плафон, Он висит под потолком. Знают взрослые и дети — Лампочка в нем ярко светит.Что еще мы можем заметить на потолке? (Ответы детей.) Верно! Трещинки, если потолок давно не белили, муху-цокотуху. Это ведь про нее придумали загадку: «Кто над нами вверх ногами?»А теперь я попрошу вас, поднимите, пожалуйста, руки и покажите мне, где у нас в комнате верх. (Дети показывают.) Верно! Молодцы! А кто знает, где в нашей комнате низ? (Ответы детей.) Правильно! Низ — это пол. Ну-ка все дружно топните ножкой по полу. (Дети топают.) * * * Посмотришь вниз — увидишь пол, Котик по полу прошел. На полу лежит ковер Как красив на нем узор! Представьте, что мы все вместе пошли на прогулку. Дождик кончился и выглянуло солнце. Поднимем головы и по-смотрим вверх. Что мы увидим наверху? (Ответы детей.) Правильно! Небо, солнце, облака. Попробуйте-ка угадать загадку: Оно круглое, как блин, Но его мы не съедим! Оно свет на землю льет И тепло нам всем дает. (Солнце.) Верно! Это солнце. Оно сияет в небесах, высоко над нашими головами.
Наверху, над головою У нас небо голубое, В небе солнышко плывет И лучи на землю льет.
Давайте возьмем цветные карандаши или фломастеры и нарисуем голубое небо и солнышко. (Дети рисуют.)
Но вот на солнце набежали тучки и закрыли его. Что теперь мы видим наверху? (Дети отвечают.) Правильно! Тучи и облака. Сразу день сделался пасмурным.
Пасмурный день Если пасмурный день — Солнышко накрыла тень, Нет, не тень, а облака Приплыли к нам издалека.
Теперь, дорогие ребята, давайте посмотрим вниз. Что находится внизу, у нас под ногами? (Дети отвечают.) Вер-но! Земля. Летом она покрыта зеленой травкой, осенью — желтыми, красными, лиловыми опавшими листьями, зимой — снегом.Посмотри вниз Возьму с собой дочурку — Пойду с ней на прогулку. Ирочка! Остановись! Посмотри под ноги, вниз. Видишь палый, желтый лист — Он от сырости пятнист. К темной веточке прилип, А под ним алеет гриб! В этом стихотворении описывается осень. Внизу на земле — желтые листья, под ними и вырос грибок! Итак, давайте хором прочтем короткое стихотворение. Вверху и внизу Вверху небо голубое — На нем солнце золотое. И запомните, друзья, Что внизу у нас земля! Представьте, что мы вышли на прогулку вечером. Что мы увидим в небе? (Ответы детей.) Верно! Если небо ясное, то месяц и звезды. Ночное небо Под ногой скрипит снежок, Звездочки мерцают, Месяц золотой рожок В небе зажигает. С ним светлей и веселей В небе темно-синем.Россыпью цветных огней Вспыхивает иней. Дорогие ребята, я думаю, теперь вы хорошо знаете, где верх, где низ, что у нас вверху и внизу и дома, и на улице. А теперь послушайте еще одно стихотворение. Солнечный зайчик Скачет, как мячик, Солнечный зайчик. Вверх, вниз! Со стола — на карниз. Зеркальцем взмахну — Побежит к окну И прыжками по стене Возвращается ко мне. Запетлял по половице, Словно гонится лисица. Раз! И прыгнул мне на парту — Зайчик рад теплу и марту!
Вопросы и задания
1. Покажите, где в комнате верх. 2. Покажите, где в комнате низ. 3. Покажите на прогулке, где верх, а где низ. 4. Что вы видите вверху во время прогулки в солнечный день? А в пасмурный? 5. Что вы видите вверху вечером? А внизу? Зимой, весной, летом и осенью? 6. Вечером на улицах зажигают фонари. Где они горят: вверху или внизу? |