ЗА, ПОД, НАД, ПЕРЕД (учимся ориентироваться в пространстве)
27.02.2012, 10:51
Здравствуйте, дорогие друзья! Послушайте музыку (звучит музыка), оглянитесь вокруг себя, посмотрите вверх, вниз, по сторонам. Расскажите, что вы увидели. (Ответы детей.) Представьте, что в весенних сумерках вы идете по тополиной аллее.
В аллее Под твоей ногой земля: Ты идешь по ней, Над тобою — тополя В сумраке аллей. В этом стихотворении используются сразу два понятия: «под» и «над». А кто живет под землей? (Дети отвечают.) Правильно! Жуки, их личинки, дождевые червяки и землеройки. * * *
Под землей живут жуки И растений корни, Дождевые червяки. Ты об этом помни! * * * Сидит зайка Под кустом. Куст для зайки Это — дом!
Давайте вместе вспомним, кто летает над цветами? (Дети отвечают.) Верно, бабочки, шмели, пчелы. Над цветком Над цветком жужжит пчела, Собирает сок она, Сок цветов душистый, Сладкий, сахаристый. Его в улей принесет, Скоро в сотах будет мед!
Попробуйте разгадать загадку: Под землею он живет, Там он роет длинный ход. (Крот.) * * * Ветви опустили Над водою лозы, Вьются и порхают Под лозой стрекозы.
(Дети вместе рассматривают рисунки и объясняют понятия «над» и «под») Теперь рассмотрим такие пространственные понятия, как «за» и «перед». За елкой За густой мохнатой елкой Затаились злые волки, А зайчишка, скок-поскок, От них скрылся за кусток. Перед домом Перед домом Есть скамейка И крыжовника кусты, Ранним утром их из лейки Поливал сегодня ты. А за домом огород, Там на грядке лук растет.
(Дети рассматривают рисунок, показывая на нем пространство перед домом и за домом.)
Задания
1. Придумайте предложения со словами «за деревом», «за домом», «за шкафом». 2. Придумайте предложения со словами «под деревом», «под кустом», «под домом». 3. Придумайте предложения со словами «над лугом», «над цветком». 4. Придумайте предложения со словами «перед домом».