Многие дети могут бойко рассказать про
существующие времена, назвать дни недели и даже
перечислить названия месяцев. Но знания эти
ничего не прибавляют в личную копилку ребенка,
кроме, может быть, дополнительной нагрузки на
память. Любой дополнительный вопрос сбивает их с
толку. Положите перед детьми карточки с
изображением часов и календаря, а потом задайте
вопрос: «С помощью чего измеряют время?» Дети
укажут на часы и исключат календарь.
В течение нескольких лет работы психологом я
разрабатывала для будущих школьников систему
занятий, направленных на освоение понятий
времени. Она получила условное название
«Календарь». С некоторыми формами и приемами
работы я хочу познакомить коллег.
Для занятий понадобятся календарь с
изображением годового цикла на одном листе;
многостраничный годовой календарь, разделенный
на отдельные листы: на отдельных листах — числа
каждого месяца; перекидной календарь; отрывной
календарь и большой демонстрационный календарь
на одном листе.
Текущее число месяца.
Работа на месячном календарном листе
Каждое
занятие начинается с вопроса:
— Кто знает, какое сегодня число?
Названное число рисуется на доске. Дети рисуют
число в своих тетрадях.
Ведущий задает следующий вопрос:
— Сколько знаков-цифр потребовалось для того,
чтобы изобразить сегодняшнее число? (Если одна
цифра, один знак — число однозначное; если две
цифры, два знака — число двузначное.)
Затем дети работают с месячными листочками
календаря. Ведущий обращает внимание детей на
название месяца, показывает, где оно написано на
календаре.
Дети отыскивают на календарном листе нужное
число и обводят его в рамочку.
Ведущий обращает внимание детей на то, что
сегодняшний день имеет еще одно название —
название дня недели. Дети с помощью педагога
отыскивают на календарном листе название дня
недели и обнаруживают, что в данном месяце
несколько вторников, пятниц, суббот и т.д.
Работа с листом годового календаря
Такие
упражнения могут проводиться на
каждом занятии.
Когда дети научатся хорошо ориентироваться в
пространстве месячного календаря, можно
предложить им упражнения с годовым календарем.
Ведущий просит детей найти текущий месяц,
называя его порядковый номер — девятый, десятый
и т.д. В столбце найденного месяца опять нужно
отыскать сегодняшнее число и подчеркнуть его или
обвести в рамочку. Дети также знакомятся с
обозначениями дней недели на годовом календаре.
Знакомство с годовым календарем позволяет детям
легко запомнить количество месяцев в году:
каждый раз перед началом работы месячные
столбики пересчитываются. При этом дети обводят
их пальчиком или рисуют вокруг каждого столбика
карандашную рамочку.
Названия месяцев
Ведущий заготавливает для каждого
ребенка двенадцать карточек с названиями
месяцев. Дети могут не уметь читать, но
запоминают надпись, как картинку. Кроме букв, на
картинке может быть значок, отражающий сезонные
изменения, характерные для данного
месяца. Ведущий знакомит будущих школьников с
названиями месяцев и показывает, как выглядит
каждое название на картинке.
Детям предлагается разложить названия месяцев
над столбиками календаря в том порядке, который
называет педагог.
Дети вспоминают названия времен года. Каждому
времени года соответствуют по три календарных
месяца.
На основе картинок-значков дети должны
определить, к какому времени года относится
данный месяц.
Месяцы и времена года
Для каждого времени года выбирается
условное цветовое обозначение. Из цветного
картона вырезают четыре длинных прямоугольника
разного цвета: это времена года.
Каждому ребенку раздаются маленькие
прямоугольники четырех цветов разной цветовой
насыщенности: это значки для изображения
месяцев.
Ребенок выкладывает большие прямоугольники в
последовательности, соответствующей смене
времен года. Под ними кладутся маленькие
прямоугольники разной цветовой насыщенности.
Последовательность цветовой насыщенности
ребенок должен объяснить. К примеру, осень будет
изображаться в желто-коричневых тонах. Ребенок
выбирает для сентября желтый цвет, для октября —
желтый с коричневым, для октября — коричневый;
связывает желтый с листопадом, коричневый — с
обнаженными деревьями и мокрой от дождя землей и
т.д. Ориентируясь на настенный календарь, ребенок
рисует на маленьких прямоугольниках первые
буквы названий месяцев.
Педагог вводит понятия «ранняя весна», «поздняя
осень», «последний месяц зимы» и др.
Количество дней в месяце
В последний день месяца педагог
обращает внимание детей на количество дней в
месяце. Дети пересчитывают дни по календарю.
Педагог предлагает детям определить, сколько
дней в следующем месяце. Обязательно ли
пересчитывать дни, чтобы это узнать? Оказывается,
нет. О количестве дней в месяце свидетельствует
последнее число.
Все месяцы делятся на две группы: в одних 30 дней, в
других 31 день. И только в феврале 28 (29) дней. Можно
научить детей определять количество дней в
месяце с помощью «народного» средства —
количества косточек на кулачке.
Педагог периодически задает детям вопросы:
«Сколько дней осталось до конца месяца?»,
«Сколько дней нового месяца прошло?»
Месячные рубежи
Предположим, сегодня 1 февраля. Педагог
пишет на доске две даты: 31 января и
1 февраля, и предлагает детям найти как можно
больше отличий в содержании
записей.
Проблемный вопрос: «Сколько времени прошло с 31
января до 1 февраля?»
С окончанием каждого месяца дети торжественно
перечеркивают месячный столбик в календаре.
В последние дни декабря обсуждается тема конца
года. Педагог обращает внимание на «похудевший»
отрывной календарь и предлагает детям загадку:
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но каждый день терял он вес
И под конец совсем исчез.
(С.Маршак)
Педагог записывает на доске число,
обозначающее подходящий к концу год. Дети
выкладывают это число с помощью знаков магнитной
азбуки или рисуют в тетрадях. Затем педагог пишет
число, обозначающее наступающий год. Вводятся
понятия «текущий», «предшествующий»,
«последующий».
Эти же понятия применяются к определению
месяцев, дней недели.
Завершающее занятие по теме
«Календарь»
На завершающем занятии педагог
знакомит детей с различными видами календарей —
настольными, настенными, карманными; с
вертикальным и горизонтальным расположением
дней недели; с календарями на несколько лет.
Педагог обращает внимание детей на особое
обозначение воскресных и праздничных дней в
календаре.
Каждый ученик получает календарь на следующий
год или на новый учебный год.
Будущие первоклассники должны отыскать на
календаре 1 сентября, определить по календарю,
каким днем недели будет 1 сентября; какой день
(число) будет ему предшествовать; какой день
(число) будет следовать за ним?
Возможные контрольные вопросы и
задания по теме
— Сколько недель осталось до конца
месяца?
— Сколько дней осталось до конца месяца?
— Найди на календаре последний день февраля,
назови число и день недели.
— Найди на календаре первую неделю апреля.
— Найди на календаре сегодняшнее число, если
известно, что сегодня третий рабочий день недели.
— Рабочая неделя заканчивается через два дня.
Какой сегодня день недели?
— Назови и покажи на календаре недели с полным
количеством дней. Какая неделя началась в марте,
а закончилась в апреле? Какие дни неполной
апрельской недели «достались» маю?
— Какой сейчас месяц? Назови предшествующий ему
и следующий за ним месяцы.
— Сегодня последний день рабочей недели. Через
сколько дней мы с тобой снова встретимся?
— Каким днем недели будет последний день 201... года?
|