Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 26.04.2024, 06:16

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ЗАНЯТИЯ [32]
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ [58]
ТОЧНЫЕ СКАЗКИ [10]
ЧАСЫ И ВРЕМЯ [7]
Главная » Файлы » ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ » ЗАНЯТИЯ

ЗАНЯТИЕ "КАЛЕНДАРЬ"
04.01.2011, 10:04

Многие дети могут бойко рассказать про существующие времена, назвать дни недели и даже перечислить названия месяцев. Но знания эти ничего не прибавляют в личную копилку ребенка, кроме, может быть, дополнительной нагрузки на память. Любой дополнительный вопрос сбивает их с толку. Положите перед детьми карточки с изображением часов и календаря, а потом задайте вопрос: «С помощью чего измеряют время?» Дети укажут на часы и исключат календарь.
В течение нескольких лет работы психологом я разрабатывала для будущих школьников систему занятий, направленных на освоение понятий времени. Она получила условное название «Календарь». С некоторыми формами и приемами работы я хочу познакомить коллег.

Для занятий понадобятся календарь с изображением годового цикла на одном листе; многостраничный годовой календарь, разделенный на отдельные листы: на отдельных листах — числа каждого месяца; перекидной календарь; отрывной календарь и большой демонстрационный календарь на одном листе.

Текущее число месяца.
Работа на месячном календарном листе

Каждое занятие начинается с вопроса:
— Кто знает, какое сегодня число?
Названное число рисуется на доске. Дети рисуют число в своих тетрадях.
Ведущий задает следующий вопрос:
— Сколько знаков-цифр потребовалось для того, чтобы изобразить сегодняшнее число? (Если одна цифра, один знак — число однозначное; если две цифры, два знака — число двузначное.)
Затем дети работают с месячными листочками календаря. Ведущий обращает внимание детей на название месяца, показывает, где оно написано на календаре.
Дети отыскивают на календарном листе нужное число и обводят его в рамочку.
Ведущий обращает внимание детей на то, что сегодняшний день имеет еще одно название — название дня недели. Дети с помощью педагога отыскивают на календарном листе название дня недели и обнаруживают, что в данном месяце несколько вторников, пятниц, суббот и т.д.

Работа с листом годового календаря

Такие упражнения могут проводиться на каждом занятии.
Когда дети научатся хорошо ориентироваться в пространстве месячного календаря, можно предложить им упражнения с годовым календарем.
Ведущий просит детей найти текущий месяц, называя его порядковый номер — девятый, десятый и т.д. В столбце найденного месяца опять нужно отыскать сегодняшнее число и подчеркнуть его или обвести в рамочку. Дети также знакомятся с обозначениями дней недели на годовом календаре.
Знакомство с годовым календарем позволяет детям легко запомнить количество месяцев в году: каждый раз перед началом работы месячные столбики пересчитываются. При этом дети обводят их пальчиком или рисуют вокруг каждого столбика карандашную рамочку.

 

Названия месяцев

Ведущий заготавливает для каждого ребенка двенадцать карточек с названиями месяцев. Дети могут не уметь читать, но запоминают надпись, как картинку. Кроме букв, на картинке может быть значок, отражающий сезонные изменения, характерные для данного
месяца. Ведущий знакомит будущих школьников с названиями месяцев и показывает, как выглядит каждое название на картинке.
Детям предлагается разложить названия месяцев над столбиками календаря в том порядке, который называет педагог.
Дети вспоминают названия времен года. Каждому времени года соответствуют по три календарных месяца.
На основе картинок-значков дети должны определить, к какому времени года относится данный месяц.

Месяцы и времена года

Для каждого времени года выбирается условное цветовое обозначение. Из цветного картона вырезают четыре длинных прямоугольника разного цвета: это времена года.
Каждому ребенку раздаются маленькие прямоугольники четырех цветов разной цветовой насыщенности: это значки для изображения месяцев.
Ребенок выкладывает большие прямоугольники в последовательности, соответствующей смене времен года. Под ними кладутся маленькие прямоугольники разной цветовой насыщенности. Последовательность цветовой насыщенности ребенок должен объяснить. К примеру, осень будет изображаться в желто-коричневых тонах. Ребенок выбирает для сентября желтый цвет, для октября — желтый с коричневым, для октября — коричневый; связывает желтый с листопадом, коричневый — с обнаженными деревьями и мокрой от дождя землей и т.д. Ориентируясь на настенный календарь, ребенок рисует на маленьких прямоугольниках первые буквы названий месяцев.
Педагог вводит понятия «ранняя весна», «поздняя осень», «последний месяц зимы» и др.

Количество дней в месяце

В последний день месяца педагог обращает внимание детей на количество дней в месяце. Дети пересчитывают дни по календарю.
Педагог предлагает детям определить, сколько дней в следующем месяце. Обязательно ли пересчитывать дни, чтобы это узнать? Оказывается, нет. О количестве дней в месяце свидетельствует последнее число.
Все месяцы делятся на две группы: в одних 30 дней, в других 31 день. И только в феврале 28 (29) дней. Можно научить детей определять количество дней в месяце с помощью «народного» средства — количества косточек на кулачке.
Педагог периодически задает детям вопросы: «Сколько дней осталось до конца месяца?», «Сколько дней нового месяца прошло?»

Месячные рубежи

Предположим, сегодня 1 февраля. Педагог пишет на доске две даты: 31 января и
1 февраля, и предлагает детям найти как можно больше отличий в содержании
записей.
Проблемный вопрос: «Сколько времени прошло с 31 января до 1 февраля?»
С окончанием каждого месяца дети торжественно перечеркивают месячный столбик в календаре.
В последние дни декабря обсуждается тема конца года. Педагог обращает внимание на «похудевший» отрывной календарь и предлагает детям загадку:

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но каждый день терял он вес
И под конец совсем исчез.

(С.Маршак)

Педагог записывает на доске число, обозначающее подходящий к концу год. Дети выкладывают это число с помощью знаков магнитной азбуки или рисуют в тетрадях. Затем педагог пишет число, обозначающее наступающий год. Вводятся понятия «текущий», «предшествующий», «последующий».
Эти же понятия применяются к определению месяцев, дней недели.

Завершающее занятие по теме «Календарь»

На завершающем занятии педагог знакомит детей с различными видами календарей — настольными, настенными, карманными; с вертикальным и горизонтальным расположением дней недели; с календарями на несколько лет. Педагог обращает внимание детей на особое обозначение воскресных и праздничных дней в календаре.
Каждый ученик получает календарь на следующий год или на новый учебный год.
Будущие первоклассники должны отыскать на календаре 1 сентября, определить по календарю, каким днем недели будет  1 сентября; какой день (число) будет ему предшествовать; какой день (число) будет следовать за ним?

Возможные контрольные вопросы и задания по теме

Сколько недель осталось до конца месяца?
— Сколько дней осталось до конца месяца?
— Найди на календаре последний день февраля, назови число и день недели.
— Найди на календаре первую неделю апреля.
— Найди на календаре сегодняшнее число, если известно, что сегодня третий рабочий день недели.
— Рабочая неделя заканчивается через два дня. Какой сегодня день недели?
— Назови и покажи на календаре недели с полным количеством дней. Какая неделя началась в марте, а закончилась в апреле? Какие дни неполной апрельской недели «достались» маю?
— Какой сейчас месяц? Назови предшествующий ему и следующий за ним месяцы.
— Сегодня последний день рабочей недели. Через сколько дней мы с тобой снова встретимся?
— Каким днем недели будет последний день 201... года?

Категория: ЗАНЯТИЯ | Добавил: admin | Теги: ребенок познает мир, знакомство с окружающим миром, занятия с дошкольниками, методические рекомендации для воспи, занятие в детском саду
Просмотров: 3797 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/3
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru