Как устроен инструмент
Арфа— щипковый музыкальный инструмент, в котором
жильные и металлические струны возрастающей длины натянуты между резонаторным
корпусом с декой и так называемой шейкой. Количество струн может быть от 45 до
47 штук. Звук извлекается посредством защипывания струн пальцами или, очень
редко, специальными приспособлениями — плектрами, прикрепленными к пальцам.
При помощи семи педалей, укорачивающих, когда это необходимо, те или иные
струны, на арфе можно извлечь все звуки от ре-бемоль контроктавы до фа-диез
четвертой октавы. История инструмента
История арфы насчитывает много веков. Это один из
древнейших музыкальных инструментов. Появилась она еще на заре человеческой
цивилизации и спала прародительницей всех струнных инструментов.
Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву
лука, какой-то охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он
проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил
натянуть рядом еще одну тетиву— и получилось уже два музыкальных звука
различной высоты; стадо возможным сыграть простенькую мелодию... Это было
великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент.
Шли годы, десятилетия, века. К прежним струнам
прибавлялись все новые и новые, но музыкальный инструмент продолжал иметь форму
лука. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны. Арфу любили в
древнем Египте, в Финикии и Ассирии, в древней Греции и Риме. Со временем
лукообразные арфы уступили место угловым (в форме треугольника), с шейкой,
расположенной наклонно к деке. В Средние века и в эпоху Возрождения
треугольная арфа, имеющая от 7 до 30 струн, была распространенным инструментом
для аккомпанемента. Позже, с распространением более громкого и простого в
обращении клавесина, арфа утратила популярность и вернула ее лишь в конце 18
в., когда фортепиано, в свою очередь, одержало верх над клавесином.
В средние века арфа стала аристократическим
инструментом. Позднее арфа проникла во все слои общества, но в XIX веке чаще
всего ее можно было встретить в аристократических салонах, в дворянских
гостиных.
Арфу богато украшали, играли на ней, как правило,
женщины. «Волшебным инструментом» называли ее поэты, восхищаясь нежными,
переливающимися звуками. Считали, что благовоспитанная девица из порядочного
общества должна уметь играть на ней. С тех пор арфа считается типично женским
инструментом, своим теплым колоритом, а зачастую и блеском украшающим звучание
оркестра. Как используется
На арфах разного размера играют в ансамблях или соло,
ставя один конец инструмента на землю или держа его на плече.
Арфа звучит очень поэтично. Композиторы используют ее,
когда нужно создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы,
имитировать звучание народных струнных инструментов. Много произведений
написано для арфы как концертного инструмента.
Очень часто арфа солирует в балетах. Она звучит в
«Вальсе цветов» из «Щелкунчика», в сцене из «Лебединого озера» и адажио из
«Спящей красавицы» Чайковского.
Специально для арфы написана вариация в «Раймонде»
Глазунова.
Использование арфы в качестве инструмента для оркестра
стало возможным благодаря техническим усовершенствованиям, которые привели к
созданию арфы с педалями двойного действия, изобретенной С. Эраром в 1810. С
помощью этих педалей можно дважды перестроить струну, повысив звук на полутон
и тон, и тем самым обеспечить хроматический звукоряд в диапазоне шести с
половиной октав.