Как устроен инструмент
Орган большой музыкальный духовой хроматический
клавишный инструмент с мехами, трубами, трубками (металлическими, деревянными,
без язычков и с язычками) различных тембров. Орган без педали называется
«позитив», маленький переносный орган — «портатив».
В органе бывают открытия с обеих сторон трубы и трубки
различных величин. Это позволяет нотам звучать на различной высоте. Если эти
открытия трубы закрыть с одной стороны, то их звуки понизятся на октаву. Не все
органы имеют трубы больших размеров. По величине самых больших труб в органе он
получает свое название. Клавиатур в органе бывает от 2 до 5; называются они
мануалами. В наиболее употребительных церковных и концертных органах три клавиатуры
для рук и одна для ног. Нижний мануал — самый близкий к играющему называется
первым мануалом, следующий за ним выше — вторым мануалом, верхний мануал —
третьим.
Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы
отдельный инструмент и называется голосом. Каждая из выдвигаемых или
вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам
инструмента) приводит в действие соответствующий ряд трубок. Каждая кнопка или
регистр имеет свое название и соответствующую надпись, с обозначением длины
труб ЭТОГО регистра. Название регистра и величина труб обозначаются на нотах
над тем местом, где известный регистр должен быть применен. Регистров в органе
от 5 до 100 и более. Все регистры распадаются на две категории:
1) Регистры с трубами без язычков этой категории
принадлежат регистры открытых флейт, регистры закрытых флейт, регистры
призвуков, в которых каждая нота имеет несколько (более слабых) гармонических
призвуков.
2) Регистры, у которых трубы с язычками. Соединение
регистров обеих категорий вместе с микстурой называется. Клавиатуры или мануалы
расположены в органе террасой, один над другой. Кроме них существует еще
клавиатура педалей (от 5 до 30 клавиш), в основном для низких звуков.
Облегчениями для играющих и средством для усиления или
ослабления звучности служат:
A) механизм, с помощью которого связываются две
клавиатуры, при чем выдвинутые на них регистры действуют одновременно
Б) 4 под ножки над клавиатурой педалей, из которых
каждая действует на известную определенную комбинацию регистров.
B) прибор, состоящий из дверец, закрывающих и
открывающих все помещение с трубами разных регистров. Дверцы приводятся в
движение подножкой.
История инструмента
Можно сказать, что орган берет свое начало в флейте
Пана, а также в волынке. Евреи применяли при богослужениях род органа—
магрефа; у греков было тоже нечто в роде органа. У римлян был комнатный орган.
Изображение этого инструмента имеется на одной монете или жетоне времен
Нерона. Орган больших размеров появились в IV столетии, более или менее усовершенствованные
органы — в VII и VIII веках Папа Виталиан (VII в.) ввел орган в католическую
церковь. В VIII столетии Византия славилась своими органами. Искусство строить
эти сложные инструменты развилось и в Италии, откуда в IX ст. они выписывались
во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и
повсеместное распространение орган начинает получать в XIV ст. В 1470 г. немец
Ьернгардт в Венеции ввел в инструмент педаль, то есть клавиатуру для ног.
Старинные органы, в сравнении с современными, были грубой работы; ручная
клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 дм. Ударяли по
клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XVI и XVII ст. уменьшены
клавиши и увеличено число трубок. В настоящее время наиболее знаменитым
строителем органов считается Вилькер в Яудвигсбурге. Усовершенствованные органы
достигли огромного числа труб и трубок; например, в Париже в одной из церквей
инструмент имеет 7 тыс. труб и трубок. Как используется
По звуковому богатству и обилию музыкальных средств
орган занимает первое место между всеми инструментами и считается царем
инструментов. Из-за своей выразительности, он давно сделался достоянием церкви.
Орган соединяется с оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также
в опере, в основном, как аккомпанемент молитвы.