Как устроен инструмент
Пианино — это клавишный музыкальный инструмент. Звук в
фортепиано извлекается ударом молоточка по струнам. Струны натянуты на литую
чугунную раму, которая располагается внутри корпуса. Специальный механизм
позволяет молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную
позицию, даже если при этом исполнитель продолжает держать палец на клавише. С
середины 20 в. в употреблении клавиатура диапазоном в семь и одну треть октавы,
где белые клавиши соответствуют диатонической гамме до мажор, а черные клавиши
— пяти хроматическим тонам в каждой октаве. Инструмент имеет две педали: педаль
«forte» («громкая»), которая поднимала демпферы (глушители) и
позволяет струнам свободно вибрировать, и педаль «una corda» («тихая»), которая позволяла звучать только двум
струнам, соответствовавших данной клавише. В американских инструментах имеется
третья ножная педаль, располагающаяся между двумя стандартными: это педаль «sostenuto». Благодаря этой педали можно заставить звучать нужные
клавиши, с которых уже сняты пальцы, и тем самым освободить руки исполнителя.
История инструмента
Очень-очень давно, в древней Греции, существовал
музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos — по-гречески — один, chorde — струна). Это был длинный и узкий деревянный ящик с
натянутой сверху струной. Постепенно к одной струне стали прибавляться другие.
Играли на них, защипывая струны пальцами или особыми пластинками— плектрами
(медиаторами), а иногда— ударяя по струнам палочками или молоточками. Шли века,
инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным, а на одной
из его сторон разместилась клавиатура, то есть ряд клавиш (от латинского clavis — ключ). Этот инструмент стал называться клавикордом
(от латинского clavis и греческого chorde). Его должны были ставить на стол и играть стоя. Он
возник в XII веке, и на протяжении целых пяти веков мастера разных стран
старались его улучшить. Чтобы звук стал сильнее, решили на каждую клавишу
ставить не одну, а несколько струн, увеличили размер ящика. Звук был очень
нежным и певучим. Клави-корд был предметом роскоши, украшением гостиных и
салонов. В конце XVII века во Франции нижние клавиши (те, что в современных
роялях делаются белыми) стали вытачивать из черного дерева, а верхние —
обкладывать слоновой костью. Говорят, это делалось для того, чтобы на темном
фоне лучше выделялись изящные белые руки знатных дам— клавикордисток. Однако
играть на такой клавиатуре было не очень удобно: темные клавиши сливались,
границы между ними оказывались незаметными. И в XVIII веке расположение цветов
на клавиатуре изменилось. Оно стало таким, какое мы знаем теперь. Все
музыкальные инструменты непрерывно совершенствовались. Продолжали поиски и клавирпые
мастера. И вот в 1711 г. в итальянском городе Падуе клавесинный мастер
Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент. Звук в нем извлекался
деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь
исполнитель мог играть тише или громче— piano ила forte. Отсюда и
пошло название инструмента-— пиано-форте, а позднее — фортепиано, которое
сохранилось до сих пор и является объединяющим для струнных клавишных
инструментов. Первые фортепиано по звучанию были очень мало похожи на те
великолепные инструменты, которые сейчас можно увидеть в наших концертных
залах. Механизм, служащий для удара по струнам, был в них еще весьма
несовершенным, и в начале фортепиано не могло успешно соревноваться с
признанным в то время королем инструментов — клавесином. Но со временем
инструмент улучшался. Усложнялось его устройство и расположение струн.
Существовали модели фортепиано в виде пирамиды, лиры, жирафа, но они вскоре
вышли из употребления. Как используется
Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить
большой и громоздкий рояль, где нужна меньшая сила звука. На фортепиано
возможно исполнение певучих мелодий, многозвучных аккордов, виртуозных
пассажей. Инструмент может звучать нежно, как флейта и мощно, как целый
оркестр.
Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман и
Мендельсон, Шопен и Григ, Чайковский и Мусоргский, Рахманинов и Скрябин. Много
музыки для фортепиано написано известными композиторами — Прокофьевым,
Шостаковичем, Хачатуряном, а специально для детей — Ге-дике, Кабалевским,
Майкапаром и многими другими.