Как устроен инструмент
Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями,
тонкой «талией». На верхней деке — красивые, в виде латинской буквы f вырезы,
которые так и называются — эфы. И размер, и форма корпуса, его мельчайшие
детали, даже качество лака, которым он покрыт, тщательно продуманы. Ведь все
влияет на звук капризного инструмента. К корпусу скрипки прикреплен гриф,
который заканчивается завитком. Перед завитком в желобке — отверстия, в которые
вставлены колки. Они натягивают струны, с другой стороны плотно закрепленные у
подгрифка. В середине корпуса, приблизительно между эфами, на двух ножках стоит
подставка. Через нее проходят струны. Их четыре. Они носят название тех
звуков, на которые настроены: ми, ля, ре и соль или басок (считая от самой
высокой струны). Скрипач изменяет высоту звука, прижимая струпу к грифу
пальцами левой руки. Чтобы было удобно играть, он кладет скрипку на плечо и
придерживает ее головой. В правой руке он держит смычок, которым водит по
струнам. Смычок —тоже очень важен. От него во многом зависит характер звучания.
Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого прикреплена
колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой стороны
прикреплен к трости неподвижно. Если мы зацепим струну пальцем, а затем
отпустим, звук быстро угаснет. Смычок же можно вести по струне непрерывно в
течение долгого времени, и звук будет тянуться так же непрерывно. Поэтому
скрипка очень певуча. История инструмента
Королева оркестра — скрипка — самый распространенный
среди струнных смычковых инструментов. «Она в музыке является столь же
необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный»,- говорили о
ней музыканты еще в XVII веке. Скрипки делали во многих странах Европы, но
лучшие скрипичные мастера жили в Италии, городе Кремоне. Скрипки, сделанные
кремонскими мастерами ХУI-ХVIII веков Амати, Гварнери, Страдивари, до сих пор
считаются непревзойденными. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства.
Они умели делать звук своих скрипок особенно певучим и нежным, похожим на
человеческий голос. Около 1820 композитором и скрипачом Людвигом Шпором, был
изобретен подбородник. Знаменитых итальянских скрипок до нашего времени
сохранилось не так уж много, и все они — на строгом учете. Играют на них лучшие
музыканты мира. История музыки знает имена прославленных скрипачей. Легендами
окружено имя гениального Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те
времена, когда он жил (в 1-й половине XIX века), не верилось, что обыкновенный
человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на
скрипке. Как используется
На скрипке можно исполнять длинные плавные мелодии,
как иногда определяют, «на одном дыхании», то есть не прерывая их паузами.
Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на теплый, трепетный
человеческий голос. Но она умеет не только петь. Есть много различных
способов, так называемых штрихов, которые применяют при игре на скрипке. Можно
играть не на одной, а на двух соседних струнах сразу. Тогда звучат две мелодии.
Больше чем два звука одновременно извлечь нельзя, так как струны расположены не
плоско, а на закругленной подставке. Однако скрипачи играют аккорды из трех
или даже четырех нот особым приемом — арпед-жиато — беря звуки не одновременно,
а один за другим, быстро скользнув по струнам смычком. В оркестре скрипки —
главные инструменты. Им поручают ответственные эпизоды. Вспомните, как часто в
оркестровых пьесах слышится пение скрипок, иногда широкое и спокойное, иногда
взволнованное, а порою и драматически-напряженное. А в Польке-пиццикато братьев
Иоганна и Иозефа Штраусов и некоторых других произведениях скрипки использованы
совсем необычно: исполнители играют на них не смычками, а защипывая струны
пальцами. Этот прием называется пиццикато.
Очень широкое распространение получила скрипка как
сольный инструмент. Для нее созданы разнообразные произведения — от виртуозных
этюдов Паганини до лирических пьес Прокофьева. Многими композиторами написаны
концерты для скрипки с оркестром, и вы, наверное, слышали концерты Бетховена,
Мендельсона, Брамса, Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича,
Хачатуряна.
В наше время всемирно известны имена знаменитых
скрипачей —Д. Ойстраха, М. Ваймана, Л. Когана, Б. Гутникова, Яши Хейфеца, И.
Менухина, И. Стерна.