За годы существования промысла мастера придумали
множество новых игрушек. Сегодня большое место принадлежит композициям, на
темы городской жизни, в которых несколько фигурок объединяются общим сюжетом:
гуляния, катания на лодках, карусели, ярмарки. Но сохранились в производстве и
все традиционные игрушки — барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с
зонтиками, кавалеры, солдаты, молодцы на конях или на козлах.
Сырье для производства дымковской игрушки то же, что и
много лет назад, — красная глина, смешанная с просеянным песком. Процесс
изготовления игрушек очень прост. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную
форму из раскатанных в блин глиняных кусочков. Сначала лепят торс фигурок,
затем к нему примазывают шарики (головки и ручки), соединяя их жидкой глиной.
Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной
поверхности. Готовые фигурки просушивают и прокаливают в печи. В давние времена
очень важно было доверить обжиг опытной мастерице. Если фигурки вынимали из
печи раньше времени, они могли рассыпаться, а если их передерживали к ним не
приставала грунтовка.
Затем белят мелом, разведенным в молоке, и
раскрашивают. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными
на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка
вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск
и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие
колонковые кисти. Использование большого количества разных цветов (до десяти)
придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Обычно игрушка расписывается
простым геометрическим орнаментом — это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы,
клетка. Смело сочетаются контрастные краски — синяя, красная, голубая, желтая,
малиновая, зеленая — от четырех до десяти цветов, иногда дополненных ромбиками
медной потали. Когда-то использовались даже листочки сусального золота.
Свистульки тоже лепят вручную, а отверстия прокалывают палочкой.
В старые времена работали, как говорили «заводами»:
одна мастерица делала юбку, другая голову, третья лепила ведра, а потом все
собиралось в одну фигурку. В наше время каждая мастерица делает игрушку целиком
— от лепки до последних штрихов раскраски. Несмотря на жесткие правила
росписи, каждый автор привносит в свои произведения собственный почерк и
излюбленный колорит. Каждая фигурка — это ручная работа, существующая в
единственном экземпляре; традиционно этот промысел не имеет серийного поточного
производства. Использование изделий.
Многие игрушки объединены в сюжеты, ими интересно
играть, придумывая различные истории. Да и отдельные игрушки настолько яркие и
красочные, что так и просятся в руки. Но необходимо помнить о том, что эти
изделия очень хрупкие, и играть с ними нужно осторожно. А есть игрушки,
которыми можно только любоваться. Так, например, фигура индюка — птицы с пышным
оперением, совершенно неудобна для игры, и потому может только занимать место в
украшении помещения.
История промысла.
Дымковская игрушка — самый известный из глиняных
промыслов России. Историки считают, что промысел возник в XV-XV1 веке.
На Вятке существовала добрая традиция народного
веселья — праздник «свистопляска» (более позднее название — «свистунья»). В
этот день жители города с утра вспоминали предков, а во второй половине дня
ходили по улицам и свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи продавались
здесь же, на улице. Праздник стал историей, а обычай лепить и расписывать
игрушки сохранился.
Создавали игрушки в Слободе Дымково, на правом берегу
реки Вятки, где существовал и другой древний обычай. В воскресенье, после
обедни, дочери богатых горожан, разодетые в свои лучшие наряды, холили за водой
на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай тоже отразился в
творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки — водоноски.
В теплое время года на подворье завозили красную глину
и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно
перемешивали. Ближе к зиме, когда заканчивались работы в поле и на огороде,
принимались за лепку игрушек. Промысел этот был семейным — игрушки лепили
женщины и девочки, а потом продавали их на весенней ярмарке. Возможно, именно
поэтому мужские фигурки чаше всего изображались с юмором — молодцы могли
скакать на свинье или козле.
Со второй половины XIX века быт России стал меняться,
жизнь сосредотачивалась в городах, и это не могло ни отразиться на традициях
дымковской игрушки. Привычные глиняные игрушки начали вытесняться фарфоровыми
изделиями. После этого пришли гипсовые отливки, наподобие фарфоровых изделий.
Возрождение промысла связано с именем А. А. Мезриной,
потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и
художника А. И. Денынина, автора книг о дымковском промысле. В одной из книг
художник подробно описал технологию создания игрушек.
Нашлись старые мастера, кому были небезразличны
народные традиции. Эти люди стали организовывать мастерские при школах и в
центрах народного творчества, приобщали к созданию игрушки молодежь, чтобы
передать бесценный опыт многих поколений, и прекрасное искусство нс пропало.
Благодаря стараниям этих людей, мы можем радоваться новым творениям дымковских
мастеров.
По сей день приемы лепки и росписи игрушки передаются
из рук в руки. Промысел постоянно развивается. Совершенствуются формы и
роспись барынь, индюков, оленей, свистулек и т.д. Создаются композиции на темы
городской и сельской жизни, по сюжетам русских народных сказок. Каждая игрушка
неповторима и является авторской.
Одной из основных целей современных хранителей
традиций дымковской игрушки стало сохранение старых сюжетов.
Стараниями А. И. Денынина в 1933 при Вятской фабрике
гипсовых изделий была организована артель «Вятская игрушка», где сначала
работали лишь несколько мастериц: А. А. Мезрина, О. И. Коновалова, Е. А.
Кошкина, Е. И. Пспкина, а возглавил се сам Деньшин. С этого времени дымковская
игрушка стала неотъемлемой участницей всех выставок и фестивалей народного
искусства. В 1934 году А. И. Мезриной было присвоено звание Герой Труда.
Дымковская игрушка побывала на выставках во всех
уголках мира: в Италии, Германии, Японии, во Франции, Дании, Швейцарии, в
Англии, в США и т.д. Сегодня в творческом объединении «Народный художественный
промысел «Дымковская игрушка» Союза художников России трудятся более тридцати
мастериц, среди них — заслуженные художники, члены Союза художников России.