Один из традиционных декоративных промыслов —
Городецкая роспись — сложился в середине XIX века в окрестностях Городца, что
находится на левом берегу Волги в Нижегородской области, основанного еще в XII
веке. Вообще, места вдоль волжских берегов были очень выгодны для различных
промыслов, так как недалеко находилась известная Макарьевская ярмарка,
крупнейшая в России. Среди заволжских жителей было много кузнецов, ткачей (так
как в окрестных местах всегда был хороший урожай льна), но, конечно же, больше
всего было умельцев, работавших с деревом. Лес предоставлял дешевый материал,
который всегда был под рукой. В народе даже ходила поговорка — «заволжанина лес
кормит».
Городец с давних пор славится «глухой» резьбой по
дереву. Создается эта резьба топором и долотом.
Яркие страницы истории возникшего здесь народного
промысла связаны с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота.
Каждый корабль непременно украшало деревянной резьбой, демонстрируя как военную
мощь России,так и художественный талант, населявших ее народов. В течение XVIII
века строительство кораблей переместилось ближе к завоеванным берегам морей.
Талантливым мастерам пришлось искать новое примененж накопленному опыту. Одни
стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а треты — изготавливали
орудия труда для прядения и ткачества. Особую популярность завоевал-донца для
прялок, изготовленные в селах Косково и Курцево. Производством прялок занимались
целые семьи крестьян, включая женщин и детей. Украшалось обычно донне прялки,
т.е сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть,
крестьянка вешал. донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.
Собранные в музеях образцы прялок рассказывают нам
интересную историю о том как менялась техника украшения донца с конца XVIII до
начала XX века. На смену резьбе пришла инкрустация из кусочков мореного дуба,
а за ней — роспись, которую можне выполнить легче и быстрее. Расцвет городецкой
росписи связывают с приездом в 1870г. и: Городца в деревню Курцево иконописца
Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он
помог местным мастерам освоить живописные приемы издавна применявшиеся в
написании икон: способы наложения слоев красок, «оживки» белилами — все то,
что придает живописи законченность и выразительность. Мастера давно уже
применяли подкраску инкрустированных предметов, поэтому были готовы воспринят!
живописную технику. В конце XIX века появился дешевый ситец фабричного
производства который заменил ткани ручного изготовления. Так необходимые для
ручного производств-тканей донца, гребни, веретенца стали ненужными на
фабриках. Выполненные с любовью и талантом лучшие образцы прялок заняли
достойное место в музеях и стали примером для следующих поколений.
Позже начали расписывать не только прялки, но и
всевозможные предметы из крестьянского быта— лукошки, солонки, деревянные
игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой
росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались
пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития
промысла (к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители десятка
деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились
персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития»
и «гуляния».
К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок,
а вскоре и вовсе прекратил свое существование. Восстанавливаться Городецкая
роспись начала только в 30-х годах, когда открылась мастерская живописцев.
Позже, уже в 50-е годы, образовалась артель, а в 19690 году была создана фабрика
«Городецкая роспись». В наше время в Городце в художественной мастерской
работают мастера и обучают своих учеников.
Что и как производится.
Старинный промысел живет в современных изделиях —
мебели, посуде, сувенирах сохраняя традиционное очарование. В наши дни мастера
стали использовать маслянук краску, что позволило разнообразить цветовую гамму,
но сюжеты, образы и мотивы старой Городецкой росписи остались традиционными.
Городецкая живопись сюжетна: посиделки, чаепития,
катания на тарантасах, пешие и конные прогулки под кудрявыми деревьями. Чаще
всего изображаются птицы и лошадки Самый знаменитый элемент — «купавка», ее еще
называют «розан», «яблоко». К основных элементам относятся также листья,
кустики, цветы-розетки, бутоны, ягодки.
Городецкие мастера украшали свои рисунки по-особому.
Секрет успешного выполне ния росписи — в строгом соблюдении порядка операций и
наложении цвета. Техника вы полнения росписи неизменна с давних времен и до
наших дней.
Используются составленные заранее различные расцветки
темперных (т.е. клеевых красок консистенции жидкой сметаны. Чаще всего
применение основных желтого, крас ного, синего, зеленого цветов и обязательных
черного и белого. Из каждого применяемой основного цвета готовится два колера: один
разбеленный, другой более темный, насыщен ный. Для работы нужны мягкие круглые
кисти (колонок, белка или синтетика) трех размеров: тонкая, средняя и широкая.
При работе с темперой необходимо следить, чтобы кист! не засыхали. Если кисть
вовремя не отмыть, сс придется выбросить.
Сначала па изделие наносится фон, который одновременно
служит и грунтовкой. Затеи по нему толстой кистью наносятся крупные цветовые
пятна, так называемый «подмалевок» После этого более тонкой кисточкой наносятся
необходимые штрихи. И заканчивает роспись «разживка», прием, при котором
рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной и белой краски.
Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.
Постепенно складывался новый ассортимент изделий:
солонки, комплекты досок, хлебницы, шкатулки, детские игрушки и мебель. В
настоящее время фабрика «Городецкая роспись» выпускает более 500 различных
изделий. Использование изделий.
Расписные изделия используются по своему прямому
назначению. При этом разделочные доски, солонки, хлебницы прекрасно украсят
любую кухню. В шкатулках хранятся украшения, а мебель с Городецкой росписью
сделает уютным любое помещение. По, используя в интерьере мебель и изделия с
Городецкой росписью, нужно учитывать, что в самой росписи множество ярких
красок, а значит, помещение не нужно дополнительно перегружать насыщенными
цветами. Среди расписной мебели предстоит жить, а значит, она не должна быть
очень назойливой. Поэтому нужно подбирать изделия, продумывая, как онт-:
впишутся в контекст помещения. Лучше, если изделия будет окружать спокойный
однотонный интерьер, тогда сама роспись во всей полноте проявит свою красоту и
нарядность. Пс этой же причине не рекомендуют в одном помещении размещать
слишком много различных изделий с Городецкой росписью.