Гжель — это название живописного подмосковного
региона, что в шестидесяти километрах от Москвы. Слово «гжель» сегодня
невероятно популярно. С ним ассоциируется красота, гармония, сказка и быль.
Сколько же лет этому русскому народному промыслу?
Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития
керамического производства, которое появилось на Гжельской земле в 1Ув. до н.
э. С тех пор прошли столетия, мастерство совершенствовалось. В 1339 году, в
духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты, о Гжели говорится как о центре
керамического производства в России. Именно в то время Гжель становится
поставщиком изделий для Царева Двора. Этот промысел ценили не только за сырье
высокого качества, из которого получались прекрасные изделия, но и за высокое
мастерство гончаров и художников.
Гжельские мастера находились в постоянном поиске новых
технологий, форм, способов украшения изделий. До XIV века Гжель производила
гончарную посуду, в XVII веке — «чернолошеную» керамику, «муравленую» посуду.
В XVIII веке к Гжели приходит слава крупного
гончарного района, производящего художественную майолику. Это были изделия из
глины с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В начале XIX века в
результате экспериментальных работ по созданию фарфора был получен так
называемый «полуфаянс», роспись которого выполнялась синей смальтовой краской.
Как высшее достижение керамического искусства с 1806 года освоен выпуск
фарфора. Появившийся в начале XIX века, фарфор отличается яркой многоцветной
росписью с использованием золота, люстровых красок. Особый интерес
представляли изделия, расписанные в один цвет — синей краской, наносимой
кистью, с прорисовкой деталей.
Конец XIX — начало XX веков стали очень тяжелым
периодом. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда.
Послевоенное время (40-е годы XX века), связано с
началом возрождения промысла и поиском своего стиля. Для этого потребовались
годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров.
Своим новым рождением гжельский промысел обязан
ученому искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н. И. Бессарабовой и местным
мастерицам. При разработке современного стиля вспомнили сочетание белого фона
с синей росписью, очень популярного в начале XIX века в изделиях из полуфаянса,
В 40-е годы старая техника очень сильно изменилась. В это время начал
использоваться новый современный материал — фарфор, а также новые керамические
краски — высокотемпературный подглазурный кобальт.
В 1972 на основе шести маленьких производств,
расположенных в нескольких деревнях, было создано «Объединение «Гжель».
Творческие группы разработали новые образцы. Были созданы полностью новые формы
изделий, Живопись стала богаче и соответствует художественным требованиям
нашего времени.
Сегодня «Объединение «Гжель» — современное
предприятие, в состав которого входят 6 производств, на которых трудятся 1500
рабочих. Продукция «Гжели» пользуется большим спросом не только в России, но и
за границей. В производстве фарфора Гжель следует старым Российским традициям.
Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. В «Объединении»
работают одаренные художники, скульпторы и мастера технологии. Мастера Гжели
учатся промыслу на протяжении многих лет. Обучение начинается с детского сада,
средней школы и заканчивается Гжельским Художественным Колледжем и курсами
аспиранта в Москве.
Что и как производится.
Гжель — это не только посуда (квасницы, кружки,
тарелки, кувшины). Это и вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера:
цветочные горшки, камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Гжельские
изделия, на первый взгляд, довольно неуклюжи, однако, они удивительно точно
передают ощущение движения. В равной степени часто встречаются изображения
людей и животных, причем, часто животные выполняют какую-нибудь работу вместе
с человеком или просто находятся рядом с ним.
Сюжеты работ не изменились, и хотя иногда
предпринимаются попытки создания современных сюжетов, традиционные все же
пользуются большей популярностью. Что же касается первоначального способа
изготовления гжельского фарфора руками народных мастеров, эта традиция сегодня
практически утрачена. Гжель делают заводским способом, даже когда речь идет о
штучных или авторских работах.
Посуда формуется на гончарном круге или в гипсовых
формах. Для этого сначала художники создают эскизы (рисунки) будущих изделий.
Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые формы.
Затем литейщик заливает шликер (жидкую фарфоровую массу) в формы. Пористый гипс
впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.
Один из важнейших условий успеха — секрет обжига
изделий. Для получения изделия, расписанного золотом, необходимо три обжига,
причем на качество влияет множество факторов — от погоды до породы дерева, из
которого изготавливают дрова. Температура в печи очень высокая — 1200 градусов.
Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная
роспись — выполненные от руки растительные и геометрические узоры, нанесенные
быстрыми, сочными мазками кисти.
Была разработана новая методика художественной
росписи, так называемая «азбука мазков». Именно из мазков синего цвета
различных оттенков и получается особенный гжельский рисунок на фарфоре.
Выполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и
того же сюжета. Использование изделий.
Сегодня гжельский фарфор популярен не только в России,
но и за рубежом.
Для бывшего президента США Билла Клинтона был сделан
личный сувенир — скульптура его собственной фигуры. Американскому актеру
Сильвестру Сталлоне тоже был подарен гжельский сувенир.
Гжель стала символом всего русского, и поспорить с ней
может, пожалуй, только матрешка. Ни одна выставка русского искусства в любой
стране мира не обходится без произведений гжельских мастеров.
При всей своей красоте гжельские изделия удивительно
часто используются в быту: посудой очень удобно пользоваться, а главное она
располагает человека к задушевным беседам, семейному уюту и теплу. Гжельские
фигурки с ярким, сочным, выразительным рисунком радуют глаз, несут в себе
неуловимую нежность и никогда не надоедают, несмотря на внешнюю схожесть.
Но, тем не менее, гжель представляют чаще как
декоративное искусство — то есть созданное специально для любования его
красотой.