Родина искусства Хохломы — Лесное Заволжье. По берегам
рек Керженец и Узола из давна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную
расписную посуду.
Выточенные из легкой и сухой древесины чашки, братины,
поставцы, солонки мастер; делали похожими на драгоценные, золотые, расписывая
их орнаментом. Красочные узоры из трав, цветов и плодов придавали особую
красоту строгим формам деревянных вещей. В течение столетий оттачивалось мастерство
народных художников.
Происхождение названия промысла связано с местом
продажи изделий. Хохлома — это крупнейшее торговое село, откуда поставляли
золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую
и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия, выполненные ( помощью
оригинальной техники росписи, характерной лишь для этих мест, стали называть Хохломой.
Изначально хохломская посуда изготавливалась при
монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, когда на рынках
появилась дешевая металлическая и фаянсовая посуда,
необычная окраска семеновских изделий сделала хохлому любимой и популярної среди простого народа. Так в XIX в. хохломскую посуду
можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней
Азии, США и Австралии. После Всемирной выставки 1889г. в Париже резко
увеличился экспорт хохломских изделий за границу.
Промысел имеет в настоящее время два художественных
центра. Старейший из них — фабрика «Хохломской художник», которая находится
в четырех живописных цехах се; Новопокровское, Семино, Кулигино и Хрящи.
Работают там мастера, живущие в деревнях расположенных вдоль берегов реки
Узолы. Названия этих деревень — Семино, Скородумо во. Большие и Малые Бездели и
другие — упоминаются в описаниях промысла, составленных еще в XVIII веке.
Здесь живут мастера, отцы и деды которых тоже занимались хохломской росписью.
Второй, более молодой художественный центр Хохломы
находится в городе Семенові Нижегородской области. В
1918 году в Семенове была организована школа художественно? обработки дерева.
Сюда приехали опытные мастера, которые начали обучать молодежь. И. выпускников
школы была создана артель, из которой в дальнейшем образовалась фабрик;
«Хохломская роспись». Что и как производится.
Ложки, половники, суповницы, чашки, блюдца и самые
разнообразные наборы посуды (столовые, чайные, кофейные) нарядным сочетанием
красного, чёрного и жёлтого украшают дома и радуют глаз людям в разных уголках
мира. Кроме посуды, производится деревянная мебель: стулья, столы, кровати с
хохломской росписью.
Семеновский край издавна славился производством
матрешек; сегодня матрешка с хохломской росписью пользуется большим спросом у
иностранных гостей.
Хохломские изделия изготавливают из липы. Но не каждая
липа подходит. Нужно знать какое дерево выдержит обработку в печи и не
растрескается. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на
открытом воздухе не менее года.
Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы
изделий. Их просушивают а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины.
Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не
впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом
три-четыре раза покрывают олифой. Е последний раз сушат не до конца, а так,
чтобы пристал (приклеился) порошок алюминия который заменил сравнительно
дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия
становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно
расписывать.
Особенность техники окраски хохломских изделий — в
получении золотистого цвет; без применения золота. Основные технологические
приемы сохранились с давних времен до наших дней почти без изменений.
Расписывают изделия масляными красками. Л кисточки для
работы мастера делают и: хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и
очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента
карандашом Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности нредыдущш орнамент. Не должно
быть ни одного неверного движения, иначе всё придётся начинать за ново.
В хохломской росписи с золотистым фоном сочетаются
красный и чёрный цвета. Иногд; их дополняют зелёный, коричневый, желтый и
оранжевый. Но фон является главным. Огнен но-красная краска придаёт теплоту
золотистому фону, а чёрный цвет оттеняет его блеск. Е качестве красной краски
используют киноварь, а чёрной — обычную сажу.
После росписи изделия покрывают лаком, а потом
закаливают в печах (раньше их ставили в жаркие русские печи, а сейчас больше
используют электрические). Пол влиянием высокой температуры лак желтеет, а
слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И во" деревянное изделие
на наших глазах стало драгоценным, золотым.
Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По
словам хохломских мастеров, он; не боится «ни жару, ни стужи». Даже в крутом
кипятке не сойдет лак, и не поблекнут краски Хохломская роспись бесконечно
разнообразна, но по приёмам письма она разделяется на дв; основных вида —
«верховое» письмо и роспись «иод фон».
При технике «верхового письма» рисунок выводится по
блестящей поверхности. А Пр! росписи «пол фон» фон закрашивается, а золотым
остаётся сам узор. «Золото» просвечивает здесь в силуэтах листьев, в крупных
формах цветов, в перьях птиц. «Кудрина» — одна и: разновидностей росписи «под
фон». Для нее, как и для всего фонового письма, характере! пышный растительный
орнамент: здесь формы цветов, листьев, плодов создаются кистью и:
закругляющихся, похожих на кудри, завитков.
Гроздья поспевающей рябины, трава, склоняющаяся под
ветром, серёжки берёз, лесна> земляника, листочки — растительный орнамент
равномерно окружает округлые формы то карной посуды. Лёгкие мазки кисти, сквозь
которые мерцает золотой фон, создаю! рисуин верховой росписи. Эту роспись
поэтично называют «травкой». Роспись «под листок» отличается более крупными
мазками, которые образуют овальные листочки, круглые ягоды. Этс тоже «верховое»
письмо.
Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе
рождение. Художники не толькс сохранили лучшие традиции росписи, но и развили
их, обогащая новыми приёмами. У настоящей хохломской посуды не только лак, но
и краски, грунт являются «съедобными». Секрет их производства до сих пор свято
хранится семёновцами. Изделия не теряют своего цвета н; протяжении многих лет.
Имеется посуда и без рисунка — просто дерево, покрытое ЛЬНЯНЫМ лаком, даже без
грунтовки. Кстати, такая посуда значительно дешевле. Правда, производится в
небольшом количестве. Использование изделий.
Хохломскую посуду применяют так же, как и любую
другую. Никаких ограничений ос температуре нет, разве что не стоит класть
изделия в морозильник, в микроволновую пет или духовку. Хохломская мебель,
особенно детская, используется по своему прямому назначению и применяется для
украшения интерьеров. Модницы в миниатюрных хохломских шкатулках долго хранят
украшения. А множественные декоративные изделия годами доставляют большое
удовольствие всем, кто ими любуется. Хохломская матрешка, как и любая другая,
не только красивая, но и очень полезная игрушка — малыши многому учатся, играя
с ней.