В 1780 голу, после возведения Останкинского дворца
графа Шереметьева, многие крепостные — резчики, живописцы, — которые
участвовали в строительстве, стали самостоятельно заниматься своим промыслом.
Вишняков был одним из этих крепостных. Он и его братья стали привлекать в свою
мастерскую самых лучших умельцев, что позволяло принимать заказы даже от
императорского двора. Параллельно с Вишняковыми, работали Беляевы, Митрофановы,
Зайцев, Леонтьев. К середине XIX века расписным промыслом занималось уже 12
мастерских.
Начиналось все с лаковых козырьков на кепках купцов и
полицейских. Поначалу основой для росписи служило папье-маше. Производились
также шкатулки, табакерки, пудреницы, перчатницы, спичечницы, чайницы, стаканы
для карандашей, тарелочки, столики, украшенные рисованными миниатюрами. Металл
появился в 30-х годах XIX века.
После войны 1812 года многие генералы начали строить
дачи в Москве и Подмосковье и крыли их уральским железом. Наладились постоянные
поставки железа из Нижнего Тагила. Оттуда стали приходить и готовые изделия, в
том числе металлические подносы ручной ковки заводов Демидова.
Жостово и окрестные села Осташково, Хлебниково издавна
славились кузнецами, многие из которых работали при монастырях — ковали
церковную утварь (светильники, оклады для икон). Поэтому Жостово стало
своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах.
Подносные мастерские братьев Вишняковых, братьев Беляевых располагались в
полуподвальных помещениях. Первое время хозяева расписывали подносы наравне с
рабочими, но потом занялись только управлением. Творцами красочных, в основном
цветочных, орнаментов были простые русские крестьяне.
Соединить ремесленников в одно предприятие удалось
только в 1928 году. Тогда возникла артель «Металлоподнос» (в начале 60-х она
переименовалась в «Жостовскую фабрику декоративной росписи», а в наше время
носит название — «Торговый дом «Жостово»). И сейчас, кроме умельцев, работающих
на фабрике, большинство жителей Жостово занимаются именно местным народным
промыслом.
В жостовской росписи смешались самые разные культуры.
С одной стороны, Шереметьев был «западным» человеком, его мастера
воспитывались на голландской, австрийской, французской живописи. Европейское же
лаковое искусство, в свою очередь, находилось под сильным влиянием восточной
живописи — индийской, китайской, японской, корейской и иранской. С другой
стороны, жостовские мастера ориентировались на уральскую роспись подносов.
Постепенно все это переплелось, и был создан свой стиль.
Вначале на подносах преобладали сюжетные композиции —
«тройки», «чаепития», сценки из сельской жизни. Художники копировали гравюры с
модных русских, украинских и европейских картин из журналов XIX века.
Постепенно, наряду с «тройками» и «чаепитиями», стали появляться декоративные
цветочные композиции: садовые и полевые цветы, собранные в букет или
раскинувшиеся венками и гирляндами. До сих пор самый популярный узор на
подносах именно цветочный. Что и как производится.
Современная технология изготовления подносов мало
отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. В давние времена,
прежде чем поднос становился диковинной картиной, коваль придавал ему форму
(прямоугольную, круглую, «гитарную» или восьмиугольную). В наше время тонкий
лист железа прессуется в нужной форме, на специальном станке, и таким образом,
выравнивается поверхность. Но и сейчас многие подносы выполнены ковалями точно
так же, как много лет назад.
Сначала от большого листа металла огромными ножницами
мастер отрезает пластин; нужного размера. Потом по плоским заготовкам
вычерчивает кромку будущего подноса. 5 каждого коваля свой набор узоров кромки,
пользоваться чужими образцами нельзя. Затеи мастер напольными ножницами
гигантских размеров вырезает по намеченной линии. Эт< очень тяжелая работа.
Готовые фигуры отправляются на наковальню. Теперь начинается са мое сложное —
молотками различного размера мастер выстукивает на металле форму буду щего
подноса. Это кропотливая работа — сначала очертания дна, потом — постепенное
ег« углубление. В ручной работе неизбежны неточности. Эти огрехи мастер убирает
маленькимі молоточками отдельно на каждом подносе. И завершает
работу загиб кромки на «загибочной) машинке.
Даже самые умелые мастера за день, работая с утра до
вечера, делают только пять модно сов. Конечно, на станке эта работа намного
проще и быстрее, но ручная работа особо цените; за свою индивидуальность и
уникальность.
Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем
покрывается двухслойным грунтоь на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки
на поднос наносится несколько слое* цветного лака с полировкой каждого слоя. В
конце подготовительного процесса поднос посту пает к живописцу. При росписи
жостовских подносов используются масляные краски на ски пидаре, которые
наносятся мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняете; в
несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой в
специальных камерах при температуре от 60 до 140 градусов. Первая -
«подмалевок», когда мастег широкой кистью, без предварительного рисунка,
набрасывает силуэт композиции и определяет основные цвета. Затем поднос
покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными
мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места — наносит
«тенежку», после чего осуществляет «бликовку» — выполняет белилами блики на
цветах и листьях, подчеркивая их объем. В завершении — работы по вы явлению
основных форм букета — «чертежка» и «посадка ссменцов», — прорисовка тонким!
линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И, наконец, в
просвета--между цветами и листьями выписывается узор — делается «привязка».
Обычно мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с
одинаковым орнаментом.
По краю подноса золотым узором проходит орнамент. Иногда
это просто разводы по черному фону, а порой золото покрывает тончайший узор.
Это работа мастериц по орнаменту Здесь тоже свои секреты. Простое обрамление —
золотая фольга, посаженная на лак или клей. Наносить фольгу можно по разному —
сплошной полосой, а потом прорисовывать узор поверх нее, или «рваными»
перышками. Все зависит от задумки мастера. После завершения росписи поднос
покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой.
Последняя операция — наводка зеркального блеска — выполняется ладонями рук с
использованием тончайшего мелового порошка.
Главная тема украшения жостовских подносов — букеты
цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Цветы и листья словно вырастают из
глубины. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более
светлым. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться
в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы
сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Использование изделий.
Жостовские подносы, благодаря сложной технике их
выполнения, водостойкие, поэтому от влаги на них не вздуваются пузыри, и не
откалывается краска с лаком. Зная это, многие хозяйки любят подавать фрукты на
таких подносах, не переживая о том, что изделия потеряют свой красивый внешний
вид. На подносах можно подавать чай или кофе, они легко выдерживают высокую
температуру. А можно просто любоваться красотой росписи, украшая интерьер
своего жилища.