Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 22.11.2024, 06:45

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
НАШ ДОМ [9]
ЗНАКОМИМСЯ С МЕСЯЦАМИ [12]
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ [7]
ЗНАКОМИМСЯ С ПРАЗДНИКАМИ [8]
ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ [9]
ИСТОРИЯ ПОСУДЫ [10]
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ [18]
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ [10]
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ [10]
ЖИТЕЛИ ОКЕАНА [10]
ЖИВОТНЫЙ МИР АВСТРАЛИИ [10]
ЖИВОТНЫЕ АФРИКИ [11]
ОБИТАТЕЛИ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ [10]
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ И ЗЕМНОВОДНЫЕ [10]
ПТИЦЫ [44]
НАСЕКОМЫЕ [10]
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ [10]
ПОЛЕВЫЕ РАСТЕНИЯ [23]
САДОВЫЕ ЦВЕТЫ [10]
ФРУКТЫ [10]
САДОВЫЕ ЯГОДЫ [10]
ОВОЩИ [10]
СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ [24]
ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ [3]
ЗНАКОМИМСЯ С ДЕРЕВЬЯМИ [13]
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ [10]
ЗНАКОМИМСЯ С ТРАНСПОРТОМ [17]
ЗНАКОМИМСЯ С ПРОФЕССИЯМИ [48]
ЗНАКОМИМСЯ С РАБОЧИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ [17]
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА [10]
ПОЧЕМУ ТАК БЫВАЕТ? [22]
Главная » Файлы » ПОЧЕМУЧКИ » НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ
07.01.2011, 14:24

История промысла.

В 1780 голу, после возведения Останкинского дворца графа Шереметьева, многие кре­постные — резчики, живописцы, — которые участвовали в строительстве, стали самосто­ятельно заниматься своим промыслом. Вишняков был одним из этих крепостных. Он и его братья стали привлекать в свою мастерскую самых лучших умельцев, что позволяло принимать заказы даже от императорского двора. Параллельно с Вишняковыми, работали Беляевы, Митрофановы, Зайцев, Леонтьев. К середине XIX века расписным промыслом за­нималось уже 12 мастерских.

Начиналось все с лаковых козырьков на кепках купцов и полицейских. Поначалу осно­вой для росписи служило папье-маше. Производились также шкатулки, табакерки, пудре­ницы, перчатницы, спичечницы, чайницы, стаканы для карандашей, тарелочки, столики, украшенные рисованными миниатюрами. Металл появился в 30-х годах XIX века.

После войны 1812 года многие генералы начали строить дачи в Москве и Подмосковье и крыли их уральским железом. Наладились постоянные поставки железа из Нижнего Таги­ла. Оттуда стали приходить и готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки заводов Демидова.

Жостово и окрестные села Осташково, Хлебниково издавна славились кузнецами, мно­гие из которых работали при монастырях — ковали церковную утварь (светильники, окла­ды для икон). Поэтому Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах. Подносные мастерские братьев Вишняковых, братьев Беляе­вых располагались в полуподвальных помещениях. Первое время хозяева расписывали под­носы наравне с рабочими, но потом занялись только управлением. Творцами красочных, в основном цветочных, орнаментов были простые русские крестьяне.

Соединить ремесленников в одно предприятие удалось только в 1928 году. Тогда воз­никла артель «Металлоподнос» (в начале 60-х она переименовалась в «Жостовскую фабри­ку декоративной росписи», а в наше время носит название — «Торговый дом «Жостово»). И сейчас, кроме умельцев, работающих на фабрике, большинство жителей Жостово занима­ются именно местным народным промыслом.

В жостовской росписи смешались самые разные культуры. С одной стороны, Шереме­тьев был «западным» человеком, его мастера воспитывались на голландской, австрийской, французской живописи. Европейское же лаковое искусство, в свою очередь, находилось под сильным влиянием восточной живописи — индийской, китайской, японской, корейской и иранской. С другой стороны, жостовские мастера ориентировались на уральскую роспись подносов. Постепенно все это переплелось, и был создан свой стиль.

Вначале на подносах преобладали сюжетные композиции — «тройки», «чаепития», сценки из сельской жизни. Художники копировали гравюры с модных русских, украинских и европейских картин из журналов XIX века. Постепенно, наряду с «тройками» и «чаепи­тиями», стали появляться декоративные цветочные композиции: садовые и полевые цветы, собранные в букет или раскинувшиеся венками и гирляндами. До сих пор самый популяр­ный узор на подносах именно цветочный. Что и как производится.

Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. В давние времена, прежде чем поднос становился дико­винной картиной, коваль придавал ему форму (прямоугольную, круглую, «гитарную» или восьмиугольную). В наше время тонкий лист железа прессуется в нужной форме, на специ­альном станке, и таким образом, выравнивается поверхность. Но и сейчас многие подносы выполнены ковалями точно так же, как много лет назад.




Сначала от большого листа металла огромными ножницами мастер отрезает пластин; нужного размера. Потом по плоским заготовкам вычерчивает кромку будущего подноса. 5 каждого коваля свой набор узоров кромки, пользоваться чужими образцами нельзя. Затеи мастер напольными ножницами гигантских размеров вырезает по намеченной линии. Эт< очень тяжелая работа. Готовые фигуры отправляются на наковальню. Теперь начинается са мое сложное — молотками различного размера мастер выстукивает на металле форму буду щего подноса. Это кропотливая работа — сначала очертания дна, потом — постепенное ег« углубление. В ручной работе неизбежны неточности. Эти огрехи мастер убирает маленькимі молоточками отдельно на каждом подносе. И завершает работу загиб кромки на «загибочной) машинке.

Даже самые умелые мастера за день, работая с утра до вечера, делают только пять модно сов. Конечно, на станке эта работа намного проще и быстрее, но ручная работа особо цените; за свою индивидуальность и уникальность.

Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтоь на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слое* цветного лака с полировкой каждого слоя. В конце подготовительного процесса поднос посту пает к живописцу. При росписи жостовских подносов используются масляные краски на ски пидаре, которые наносятся мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняете; в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой в специаль­ных камерах при температуре от 60 до 140 градусов. Первая - «подмалевок», когда мастег широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и опреде­ляет основные цвета. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места — наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку» — выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объем. В завершении — работы по вы явлению основных форм букета — «чертежка» и «посадка ссменцов», — прорисовка тонким! линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И, наконец, в просвета--между цветами и листьями выписывается узор — делается «привязка». Обычно мастер-живо­писец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом.

По краю подноса золотым узором проходит орнамент. Иногда это просто разводы по чер­ному фону, а порой золото покрывает тончайший узор. Это работа мастериц по орнаменту Здесь тоже свои секреты. Простое обрамление — золотая фольга, посаженная на лак или клей. Наносить фольгу можно по разному — сплошной полосой, а потом прорисовывать узор по­верх нее, или «рваными» перышками. Все зависит от задумки мастера. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция — наводка зеркального блеска — выполняется ладонями рук с использо­ванием тончайшего мелового порошка.

Главная тема украшения жостовских подносов — букеты цветов, гирлянды, своеобраз­ные натюрморты. Цветы и листья словно вырастают из глубины. Это делают путем постепен­ного перехода от темных тонов к более светлым. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Использование изделий.

Жостовские подносы, благодаря сложной технике их выполнения, водостойкие, поэтому от влаги на них не вздуваются пузыри, и не откалывается краска с лаком. Зная это, многие хо­зяйки любят подавать фрукты на таких подносах, не переживая о том, что изделия потеряют свой красивый внешний вид. На подносах можно подавать чай или кофе, они легко выдержи­вают высокую температуру. А можно просто любоваться красотой росписи, украшая интерь­ер своего жилища.



Категория: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ | Добавил: admin | Теги: занятия по ИЗО, народные промыслы, учимся рисовать, дымковская игрушка, изодеятельность в детском саду, цвет, занятия в детсаду, хохлома, гжель
Просмотров: 6034 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 39
    Гостей: 39
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru