Размеры: Царь-колокол очень большой — его
высота 6,14 м, диаметр 6,6 м, весит 12327 пудов 19 фунтов, или 201 т 924 кг.
Описание: Царь-колокол является
изумительным произведением русского колокольного искусства. Он не имеет себе
равных во всем мире как по величине, так и по весу. При изготовлении он был
украшен рельефными изображениями и надписями. Парадный портрет императрицы Анны
Ивановны подчеркивал тот факт, что колокол отлит по ее повелению. Изображение
царя Алексея Михайловича напоминало о том, что новый колокол был перелит из
более древнего, изготовленного еще в 17 в., во время его правления. Алексей
Михайлович, так же, как и императрица, изображен в полный рост в парадном
облачении с державой и скипетром. Очень красивы два больших фигурных картуша,
расположенные между фигурами Анны Ивановны и Алексея Михайловича. Рисунок
обрамляют крупные барочные завитки, растительные мотивы и ромбовидная
сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками. Дополняют декор фигуры
ангелов и резвящихся пут- ти. Внутри картушей помещены пространные надписи,
содержащие сведения по истории создания колокола. Под изображением императрицы
Анны Ивановны, на нижнем краю колокола, вылита надпись в круглом медальоне: «Лил
сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном Михаилом
Моториным». Удивительно и орнаментальное убранство колокола. Это и легкий,
изящный орнамент в верхней части, и два строгих пояса между изображениями
святых с четким ритмом вертикально расположенных растительных гирлянд. В нижней
части колокола — пояс из листьев аканта и пояс сложного по рисунку орнамента с
крупными цветочными розетками. Однако не все намеченное удалось осуществить,
так как после пожара в Кремле в 1737 г. работы по чеканке изображений и
орнаментов были прекращены и часть украшений остались необработанными. Кроме
того, колокол пострадал во время пожара в 1737 г. К счастью, вся его красота
была почти полностью восстановлена реставраторами в 1979 г. Теперь колокол
вновь стал серебристо-серым с зеленоватой патиной. Бронзе возвращены ее
естественный цвет и специфическое мерцание. На кресте, в оглавье, выявилась
позолота, которая восстановлена сусальным золотом. Ясно видны и удивительно
искусные изображения на колоколе, изящный орнамент.
История: Родословная Царь-колокола
начинается со знаменитого годуновского колокола, отлитого Андреем Чоховым
(1599), вес 33 т 600 кг. Колокол находился на Ивановской площади Кремля и
своими размерами и красотой удивлял всех. Во время одного из пожаров в Кремле
колокол упал и разбился. В 1651 г. было решено отлить колокол весом 8000
пудов, используя для переливки разбившийся колокол. Московские литейщики во
главе с мастером Емельяном Даниловым отлили колокол с одного раза и за один
год. В декабре 1654 г. его звон приветствовал русских воинов, возвращавшихся
из Польского похода. Звук колокола слышался за 7 верст. Во время очередного
испытания от слишком сильного удара колокол разбился. Вновь перелить его взялся
мастер Александр Григорьев. Колокол, названный Успенским, был отлит за 10
месяцев и весил 8000 пудов. Поднятый в 1679 г., колокол провисел на колокольне
до 1701 г., когда во время пожара в Кремле он упал и разбился. Императрица Анна
Ивановна, пожелавшая оставить память о своем царствовании, приказала в 1730 г.
перелить разбившийся колокол, добавить в него металл и увеличить вес исполина
до 12000 пудов. С предложением об отливке обратились к механику французского
короля Жерминю. Тот отказался даже вести переговоры, считая шуткой предложение
о литье колокола такой величины. Тогда за дело взялся Иван Федорович Моторин —
опытный мастер, имевший к тому времени 50-летний стаж работы в литейном деле.
Вначале он разработал чертежи и смету на отливку колокола, затем отлил малую
(весом в 12 т) модель колокола и «учинил» две модели механизма для его подъема.
Два года ушло на подготовительные работы. К изготовлению формы колокола,
постройке печей для плавки металла приступили в январе 1733 г. Иван Моторин
вместе с сыном Михаилом энергично взялись за дело. Через год главнейшие и
наиболее трудоемкие работы по изготовлению формы были закончены. После
нескольких неудачных попыток 23 ноября 1735 г. снова зажгли литейные печи.
Через 36 часов металл из первой печи пустили по желобу в колокольную форму.
Всего литье продолжалось 36 минут, то есть каждую минуту в форму поступало 7 т
металла. В виде примесей в колоколе имеется около 72 кг золота и 525 кг
серебра. 24 ноября 1735 г. литье Царь-колокола благополучно завершилось.
Гигантскую отливку создавали около 200 человек. Но Царь-колокол не успели
поднять из ямы. 29 мая 1737 г. в Москве случился страшный пожар, загорелась
деревянная постройка над ямой, где находилась отливка. На колокол стали падать
горящие бревна. Оберегая колокол от расплавления, сбежавшийся народ кинулся
заливать водой раскаленный металл. От неравномерного охлаждения колокол дал
трещину, и от него откололся кусок весом 11,5 т. Поэтому колокол был оставлен в
литейной яме, где и находился около 100 лет. В 1836 г. Царь-колокол был поднят
из литейной ямы и установлен в Московском Кремле на постамент, исполненный по
проекту Огюста Монферрана.
|