Размеры: Вплоть до конца 16 века собор был
самым высоким зданием Москвы, его высота свыше 60 м.
Описание: Собор состоит из восьми храмов,
престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих
боев за Казань: Троицы, в честь святого Николая Чудотворца (в честь иконы его
Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь мучеников Адриана и Наталии
(первоначально — в честь святых Киприана и Иустины — 2 октября), святого Иоанна
Милостивого (до 18 в. — в честь святых Павла, Александра и Иоанна
Константинопольских — 6 ноября), Александра Свирского (17 апреля и 30 августа),
Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста), Григория Армянского
(30 сентября). Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между
ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над
ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершенной
шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной
(первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
История: Покровский собор был построен в
1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над
Казанским ханством. Существует несколько легенд о создателях собора. По одной
из них, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу
Барма. По другой, широко известной версии, Барма и Постник — два разных архитектора,
оба участвовавших в строительстве. По третьей версии, собор был построен
неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и
ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь
неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и
европейского зодчества эпохи Возрождения. Согласно легенде, архитектор
(архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не
смогли больше построить подобного храма. Однако, если автором собора является
Постник, то он не мог быть ослеплен, поскольку в течение нескольких лет после
строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
В 1588 г. с северо-востока к собору был
пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи
которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало
собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает
придел Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный над местом погребения
блаженного Иоанна Московского (вначале был освящен в честь Ризоположения, но в
1680 г. переосвящен как Рождество- Богородицкий), где покоятся мощи Иоанна
Блаженного, обретенные в 1672 г.
В 1670-х годах построена шатровая колокольня.
Собор неоднократно реставрировался. В 17
веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая
декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная
роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).
В главной, Покровской, церкви стоит
иконостас из разобранной в 1770 году кремлевской церкви Черниговских
чудотворцев.
Не один раз Храм оказывался на краю гибели
и каждый раз оставался цел. В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от
пожара и был отреставрирован. В 1812 году собор был разграблен, но сразу же
после войны ремонтировался. По легенде, Наполеон хотел перенести московское
чудо в Париж, а в Храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того
времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением
французской армии он приказал взорвать Храм вместе с Кремлем. Москвичи
пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог
остановить взрыв.
В 1929 г. Храм был закрыт, сняты колокола.
Вновь начал использоваться для богослужения с 14 октября (праздник Покрова)
1991 года. С 1990 г. храм-музей вновь начал собирать колокола. В настоящее
время эта коллекция — одно из самых богатых действующих собраний не только
Москвы, но и России. Всего в музее 19 колоколов, созданных в 1547—1996 годах
(места отливки — Урал, Ярославль, Москва, а также Франция, Голландия, Германия,
Западная Белоруссия). Колокола отлиты такими известными мастерами, как Федор и
Иван Моторины, Семен Можжухин, П.И. Оловяшников. П.Н. Финляндский. А.А. Самгин.
Собор имеет
также интересную
коллекцию
|