Размеры: Московский метрополитен — это 176
станций на 12 линиях, общей протяженностью 292,2 км. Самая глубокая станция
московского метро — «Парк Победы» (84 м). Самая длинная станция (по длине
платформы) — «Воробьевы горы» (282 м).
Описание: Метрополитен — один из основных
видов городского пассажирского транспорта, многие станции которого
представляют собой памятники истории, культуры, архитектуры и охраняются
государством. К территории метрополитена относятся станции и входящие в их
состав подуличные переходы, межстанционные тоннели и открытые участки, площадки
электроподстанций, депо и вентиляционных шахт, вагоны поездов. Линии метро тянутся
от центра к окраинам, обеспечивая пассажиров надежным и быстрым транспортом.
Всем линиям присвоены названия и краткие обозначения, которые для всех линий
представляют собой порядковый номер (кроме Бутовской линии легкого метро,
которая обозначается как Л1). Кольцевая линия соединяет все остальные линии,
кроме Бутовской и Каховской. Большая часть пути и станций находится под землей,
однако есть и исключения. Спуск на подземные станции метрополитена и подъем на
надземные осуществляется при помощи эскалаторов и лестничных маршей. Многие
старые станции имеют свои собственные наземные вестибюли, однако во времена
активного развития сети метрополитена их строительство было признано
экономически и практически нецелесообразным, и станции стали строить с
подземными вестибюлями, часто совмещенными с под уличными пешеходными
переходами. Московский метрополитен работает с 5:25 до 01:00. Средний интервал
между поездами (от отправления одного состава до отправления следующего) составляет
2,5 минуты. Минимальный интервал в «часы пик» — 90 с, максимальный интервал
может достигать 10 минут (например, ночью в выходные). На малозагруженных
линиях держатся интервалы порядка 4—5 минут. В обычный рабочий день метро
перевозит 8,038 миллионов пассажиров. В дни празднования 850-летия Москвы
метрополитен ежедневно принимал до 14 миллионов пассажиров, это абсолютный
рекорд за всю историю системы.
История: Московский метрополитен открылся
15 мая 1935 г. и сразу же получил звание самого красивого в мире: первые
станции метро строились с использованием 20 видов мрамора, гранита. В
оформлении применялись мозаики, фрески, скульптуры, декоративная керамика.
Первый состав метро состоял из четырех вагонов и курсировал от «Сокольников»
до «Парка культуры». Протяженность линии была 11,2 км, а минимальный интервал
между поездами тогда составлял 5 мин. В день открытия в вагонах метро
прокатились 350 тыс. москвичей. Стоимость
проезда составляла 50 копеек: для оплаты использовался картонный билет,
действительный на одну поездку в одном направлении в течение 35 мин. после
входа в метро.
Спустя год, 3 января 1936 года, Московский
метрополитен по загруженности перегнал парижский: в день перевозилось 360—400
тыс. человек, в час проходило 20 пар поездов.
Осенью 1941 г. метро использовалось как
бомбоубежище, часть вагонов была эвакуирована. За время использования метро в
качестве бомбоубежища, в нем родились 213 человек. Даже во время войны
продолжалось строительство метрополитена. В 1945 году протяженность трасс
Московского метрополитена достигала 36,6 км двойного пути, а среднесуточные
перевозки доходили до 1,7 млн. человек.
Первый турникет появился только в 1952 году
на станции «Красные Ворота», а в следующем году в метро был образован склад
хранения забытых вещей.
В 1954 г. замкнулась Кольцевая линия. В этот
момент она насчитывала 12 станций. Всего же на тот момент в столичном
метрополитене было 49 станций. Тогда же впервые были пущены семивагонные
составы.
Московские вагоны «заговорили» с
пассажирами и стали сообщать названия станций в 1956 г., но радиофикация на
всех линиях была закончена только к 1965 г.
В 1961 году проездные жетоны заменяются на
пятикопеечные монеты, а для размена монет на станциях ставятся специальные
автоматы. Жетон (пятикопеечная монета) просуществовал до 1991 года, когда
проезд подорожал до 15 копеек.
Первый рекорд по интервалам между поездами
был поставлен на Замоскворецкой линии в 1971 году: поезда стали двигаться
через каждые 2,7 минуты, а в 1972 году впервые в мировой практике они стали
ходить по графику 45 составов в час.
Многие станции метро меняли свои названия.
Станция метро «Пионерская» названа в честь пионеров, помогавших строителям
метро сбором металлолома.
Орденом Ленина метрополитен награжден 6
сентября 1947 г. «за образцовую организацию работы по перевозкам населения и
успешное освоение новой техники», а в 1985 г. метрополитену также присужден
орден Трудового Красного Знамени «за успешное выполнение планов перевозки
пассажиров». Сама транспортная система с 1992 г. именуется кратко как
Московский метрополитен. Это вторая по интенсивности использования система
метро в мире, лишь недавно уступившая первенство метрополитену Токио.
|