Почему Новый год начинается у нас с 1
января, «в самое несуразное время года, — как говорит французский
писатель и астроном Камилл Фламмарион, — когда природа спит тяжелым
зимним сном»?
В самом деле, почему? Сама природа и
тут не дает нам никаких указаний. Земля совершает свой годичный круг
вокруг Солнца по замкнутой кривой, откуда хочешь — оттуда и начинай свой
счет времени! Так оно и происходит. Происходит сегодня. Происходило и в
древности.
Древние египтяне начинали свой год с
разлива священного Нила, а их потомки, копты, живущие и поныне среди
арабов в Египте, с 29 или 30 августа по юлианскому и одиннадцатого
сентября по григорианскому календарю.
У древних римлян Новый год начинался то
с 1 марта, то с 1 января; январь так и остался первым месяцем в
календаре Гая Юлия Цезаря, и постепенно праздник Нового года с 1 января
завоевал свое место в Европе.
У одних народов стран Востока принят
обычай праздновать Новый год в день весеннего равноденствия, 21 марта, у
других — летом, у иных народов Ближнего Востока в глубокой древности
тоже начало года приходилось на весну, а теперь на осень.
И у нас, в России, в старину тоже
бывало, что год начинался весной, в марте или в апреле, его каждый раз
вычисляли — ведь календарь-то был лунный! — потом перенесли его на
осень, на сентябрь. Но Петр I изменил все: в 1700 году он перенес
праздник Нового года на 1 января, — с тех пор так и осталось.
Всякие изменения в календаре обычно
связаны с хлопотами, волнениями и всеобщим неудовольствием. Англия,
страна традиций, решилась только в 1752 году перенести Новый год с 25
марта на 1 января; год, предшествовавший этому нововведению, оказался
очень коротеньким, всего в девять месяцев, и придворные дамы негодовали,
считая, что лорд Честерфилд, по предложению которого было сделано это
нововведение, состарил их на 3 месяца. И рабочие всякий раз, как только
видели милорда на улице, кричали ему: «Отдайте нам наши 3 месяца!» Им
казалось, что у них похитили их трудовые заработки за те месяцы, которых
не было. Люди не любят изменений в календаре, они привыкают к
определенному счету времени и не хотят менять своих привычек. Надо думать, что и у нас, на Руси, вряд ли
народ и бояре остались довольны царскими новшествами. А Петр I не только
изменил месяц и число Нового года, он изменил и самое празднование
этого дня, приказал делать все на новый образец: с вечнозелеными
деревьями в доме, с «потешными» огнями, другими словами, с фейерверком
(как у нас теперь бывает в особые дни народных праздников, вместе с
пушечным салютом), с обязательными поздравлениями друг друга с Новым
годом, с новогодними маскарадами, когда на балу все бывают «ряжеными»,
или же ездят из дома в дом в разных костюмах и масках. Сам Петр, чтобы
показать пример, рядился в маскарадные костюмы, надевал маску, что
особенно смущало старых бояр, привыкших совсем к другим обрядам и
обычаям! Но Петр I не очень-то считался с их привычками и вкусами, так
что приходилось смиряться — с царем не поспоришь!
A когда-то на Руси были свои обряды;
как и всюду в мире, они были связаны с изменениями в природе, со
сказочным лесным царством царя Берендея, одного из героев древних
русских сказаний. Зимние праздники приходились как раз на конец декабря,
когда солнце поворачивает на лето, а зима на мороз! В старину
славяне-язычники называли этот праздник колядами; колядовать — это
значило приносить жертву божеству Солнца. Во время коляды на стол клали
рукоять плуга, чтобы мыши и кроты не трогали, не портили посевы хлеба.
Люди шли на улицу, пели песни, собирали подаяние для общей жертвы. А
когда язычество сменилось христианством, праздник коляды пришелся как
раз на рождество, старые песни коляды остались, и в них смешались старые
и новые обычаи, старое и новое божество.
Уродилась коляда
Накануне рождества
За рекою за быстрою.
В тех местах огни горят,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни и колядушки;
В середине их старик сидит,
Он точит булатный нож,
Возле котла козел стоит:
Хотят козла зарезати.
Козел — праздничная жертва, а старик —
жрец, колдовавц, он приносит жертву. Но во времена христианства никаких
жертв уже не приносили, а в песне про это пели!
В некоторых селах и деревнях долго еще молодежь колядовала в ночь под рождество, под Новый год.
Сколько поэзии в описании такой
праздничной ночи у Гоголя в его не то повести, не то сказке «Ночь под
рождество»! Помните, как черт, этот «проворный франт с хвостом», украл
было месяц с неба и засунул себе в карман, и стало так темно, что не
всякий нашел бы дорогу даже к шинку, то есть в трактир, не то чтобы в
другое место! Но вот черт, летая из одной печной трубы в другую, как-то
неловко зацепился карманом, месяц оттуда выскользнул и «плавно поднялся
по небу. Все осветилось. Метели как не бывало, Снег загорелся широким
серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы
потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни звенели, и
под редкою хатою не толпились колядующие.
Чудно блещет месяц. Трудно рассказать,
как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих
девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие только
может внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от
мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает
сзади… И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась!»
Колядуют на рождество, колядуют и под Новый год, только под Новый год поют другие песни — их называют «щедровки», вроде этой:
Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кильце колбаски!
Обычай зажигать праздничные огни на
елках тоже идет из глубокой старины, от языческих праздников Западной
Европы! Он тоже связан с природой, с солнцеворотом, когда люди
собирались вокруг вечнозеленых елей и сосен, украшали их, зажигали
вокруг них костры, пели, плясали, веселились, приветствуя великое
божество, дающее всем нам жизнь, — Солнце!
А когда на смену язычеству пришло
христианство, этот зимний праздник стал называться рождеством. Связан он
с рождением легендарного Иисуса Христа. Якобы, говорит легенда, в
городе Вифлееме, в семье плотника Иосифа и его жены Марии, родился, как
было предсказано заранее, не обыкновенный младенец. И вот волхвы —
мудрецы — пошли его искать. Дорогу им указывала вифлеемская звезда, она
шла по небу перед ними и остановилась как раз над домом, где родился
Христос. И волхвы вошли в дом и принесли младенцу свои дары: золото и
благовония — ладан и смирну.
Вот с чем теперь связан языческий
праздник поворота солнца. Праздник рождества начинается вечером 24
декабря, после шести часов, когда появляется на небе легендарная
вифлеемская звезда. В тот же час загораются огни на елках, а под елкой
дети находят разные подарки.
В Англии и Германии больше любят
рождество, чем праздник Нового года, но у каждого народа свои обычаи в
праздновании этого дня. В США в сочельник, на лужайке перед Белым домом,
где живет президент, возле громадной нарядной елки сам президент
Соединенных Штатов открывает праздник. И всюду в дни зимних праздников
появляются деды-морозы, или, как их еще называют, Санта Клаусы, даже на
океанских пароходах. И там их можно всюду встретить, даже в лифтах; и
они поздравляют с праздником детей.
А как широко и радостно празднуется
Новый год у нас! Лучшие здания города взрослые отдают детям; в роскошных
залах Кремлевского дворца в эти дни пахнет хвоей, всюду бродят герои
сказок, в костюмах и в гриме, воздух звенит от детских голосов.
Хорошо встречают этот зимний праздник
на Севере нашей страны, в Сибири, в республике Коми: они как-то ближе к
природе, к Берендееву царству. В Сыктывкаре, городе небольшом и уютном,
праздник всегда проходит на воздухе, под открытым небом, и это очень
хорошо — настоящий зимний карнавал с разукрашенной елкой, с вырезанными
из плотного снега фигурами разных сказочных героев, с избушками на
курьих ножках, ледяными горками. И на все время зимних каникул из тундры
жалуют милые гости — оленьи упряжки с бубенцами, с каюрами — водителями
упряжек — в праздничных меховых одеждах.
Сколько веселья, сколько счастья для ребят, веселых песен, мелодичных бубенцов!
Нет, что ни говорите, а нам северянам,
не кажется «несуразным» этот обычай поднимать бокалы в честь
наступающего Нового года «под свист и шум завывающей на дворе метели»,
как Фламмариону, привыкшему к мягкому климату Франции.
В Голландии все корабли, стоящие в портах, салютуют ему гудками. Что ни страна — то свои обычаи. Идет по земле Новый год!
В Японии встречают Новый год не в
полночь, а с первыми лучами восходящего солнца, начинающими первый день
нового года! На Кубе, где нет елок, во дворах украшают маленькие пальмы.
В жаркой Гвинее в новогоднем карнавале торжественно выступают нарядные
слоны!
Ну, а у нас в праздничных
представлениях участвуют звери наших северных лесов, герои многих
русских сказок: волки, лисы, медведи. И, разумеется, пахучие зеленые
елки!
Лишь спустятся на землю зимние сумерки,
как в каждом доме, в каждой семье загораются синие, зеленые, красные
огоньки. А за окном теплой, уютной комнаты бродит с большим мешком
подарков славный дедушка Мороз и танцуют в воздухе легкие снежинки!
Так было под Новый год во времена моего
детства. Так осталось и теперь в этот чудесный праздник древнего
Берендеева царства, царства природы!
|