Редко кто не ездил по железной дороге. Особенно —
городские жители. Особенно — летом. На дачу, в гости, на отдых к морю... Днем
сидишь себе на вагонной полке — любуешься, как мелькают за окном дома и
деревья. Проводник чай разносит. Ночью — спишь под стук колес. Хорошо!
Если посмотреть на карту страны, она вся покрыта сетью
железных дорог. Настоящих железных дорог нет разве что на Камчатке и Чукотке!
Или где-нибудь в глухой северной тайге.
Построить железную дорогу не просто. Ведь она должна
быть совсем прямой и ровной, без рытвин и ухабов. Приходится прорубать просеки
в лесах и строить мосты через реки, засыпать овраги и сравнивать холмы. Когда
место расчищено, строители железнодорожники делают насыпь. Затем — кладут
шпалы. Шпалы делают из дерева и пропитывают смолой, чтобы защитить их от гнили
и плесени. Сейчас стали делать шпалы из бетона. Так сберегается лес. Наконец
кладут рельсы. Рельсы делают из металла. Паровозы и вагоны — тоже. (Помнишь о
такой профессии — металлург?)
Не простое это дело — построить железную дорогу.
Особенно трудно приходилось людям, когда строили первые железные дороги.
Знаешь, когда это было? Больше ста лет назад, когда у нас в России страной
правил царь. Может быть, тебе читали дома или в детском саду отрывки из поэмы
Некрасова «Железная дорога»? Там есть очень грустные строки:
Прямо, дороженька, насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты...
А по бокам-то все косточки русские...
Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?
В наши дни дороги строят с помощью могучих машин:
путеукладчиков. Но все равно, каждое строительство новых больших дорог —
событие героическое! А еще в наши дни строительство новых дорог часто приводит
к экологическим проблемам.
Едешь ты в поезде за тысячу километров из одного
города в другой. За окном вагона то поле мелькает, то лес. Весело стучат
колеса. ... А вот что делать лесным обитателям? Им по шпалам и рельсам очень
страшно перебираться из одного леса в другой. Даже если поезда поблизости нет,
все равно страшно.
Ученые-экологи в наши дни обязательно проверяют все
планы железнодорожников. Не принесут ли они вреда лесным обитателям? Называется
такая проверка — экологическая экспертиза.
(Изобразительный ряд: проводник, паровоз, вагонная
полка, багаж.)