Цель. Дать элементарное представление о Боге как Творце всего существующего; показать, как прекрасно создана наша Земля.
Дети знакомятся с основными положениями Священной Истории. С учетом
возраста, уровня общего развития, подготовленности в религиозном плане
им преподносится материал о том, как Бог создал мир за шесть дней, о
жизни первого человека в раю, любви Бога к людям и др.
Для закрепления знаний организуются целевые прогулки, экскурсии, во
время которых дети могут любоваться природой, созданной Богом,
знакомиться с растительным и животным миром, наблюдать за поведением
диких и домашних животных и птиц. Им можно дать представление о силах
добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители). Для этого надо на
конкретных примерах обращать внимание детей на добрые и злые дела,
добрые и злые слова, подчеркивать, что Бог любит добрых людей и
наказывает злых.
В качестве пособий следует широко использовать "Детскую Библию",
иконы, репродукции картин русских художников на темы сотворения мира,
слайды, любительские кинофильмы, а также журналы "С нами Бог", "Божий
мир" и д.р., публикующие рассказы, сказки, стихотворения, игры-поделки,
песни на религиозные темы.
Подведение к теме "Бог – Творец мира" для детей З лет
С детьми 3 лет специальные фронтальные занятия проводить
нецелесообразно. В этом возрасте им надо дать только первые
представления о том, что Бог является Творцом всего окружающего.
Объяснить это можно в последующие годы.
Воспитатель должен дать представление о Боге маленькому ребенку через
организацию быта группы: молиться перед едой, благодарить Бога после
трапезы, говорить: "Господи, благослови" перед любым делом, перекрестить
подушечку, укладывая малыша спать, перекрестить ушиб, благословлять
ребенка перед выходом на улицу и т.п.
Чтобы у детей начало формироваться правильное представление о Боге
как Творце мира, следует проводить индивидуальные беседы, постоянно
обращая внимание на все, что их окружает: на солнце, небо, облака,
траву, цветы, деревья, птиц, зверей и др, объясняя, что все это создал
Господь. С этой целью можно также использовать любое явление природы:
снег, дождь, град, грозу, радугу, порывы ветра и пр. Детям следует
объяснять, что все это дано людям для радости, все говорит о любви Бога к
ним. Поэтому и человек должен проявлять заботу о каждом творении
Господа, сочувствовать и помогать другому, когда ему плохо.
После некоторой предварительной подготовки детям можно читать
короткие рассказы о сотворении мира, показывая одновременно
соответствующие картинки, изображающие различных представителей
растительного и животного мира.
Примерное содержание занятия "Бог - Творец мира" для детей 4 лет
Воспитатель продолжает работу, начатую в младшем возрасте.
Преподносить материал лучше в форме непосредственных бесед и рассказов,
излагая его так эмоционально и красочно, чтобы дети почувствовали, как
Бог вложил в сотворенный Им мир и человека свою любовь и заботу, дал им
возможность расти и развиваться, жить и радоваться жизни.
В процессе ознакомления детей с данной темой полезно использовать
разные виды деятельности: дидактические игры, игры-драматизации,
рисование, лепку, аппликацию, конструирование, прослушивание духовной
музыки, церковных песнопений. Все это помогает глубже прочувствовать
познаваемое и творчески отображать свое видение этих образов.
Воспитатель знакомит детей с Библией - книгой Священного Писания,
которая рассказывает о сотворении мира по Слову Бога за шесть дней.
Одно из первых занятий может быть посвящено сотворению мира Господом.
Воспитатель рассказывает детям о том, что написано в Библии: весь мир:
небо, земля, моря, реки - все, что растет и живет, создано Богом.
Рассказ должен быть простым и доступным, примерно следующего содержания.
"Давным-давно, даже представить трудно, как это было давно, решил Бог
сотворить мир. Сначала Он создал небо и землю. И получилась Земля -
круглая, как мячик или воздушный шар.
Это сейчас на Земле живут люди, в том числе мы с вами. А тогда на ней
никого не было, ничего не росло. Земля была холодной, безжизненной. Все
вокруг было темно, и, окажись мы тогда на ней, нам, наверное, было бы
очень страшно.
И сказал Бог: "Да будет свет!" И вмиг стало светло. Свет Бог отделил от тьмы и назвал днем, а тьму - ночью.
Ночь сменилась днем - это был самый первый день на Земле".
После слов "И сказал Бог "Да будет свет" воспитатель для большей
наглядности предлагает детям закрыть глаза, заткнуть уши и вообразить,
что ничего еще нет. Потом он предлагает им открыть глаза и рассказать,
как воспринимается свет - все видно, все есть. Можно придумать и другие
варианты Например, затемнить помещение, изобразить на листе ватмана
первоначальный хаос Вселенной и т.п. Включая и выключая свет или зажигая
и гася фонарик, можно дать представление о дне и ночи. В конце занятия
можно предложить детям нарисовать день и ночь.
Примерное содержание занятия "Бог - Творец мира" для детей 5-6 лет
Дети старшего дошкольного возраста, которые раньше чувствовали Бога
подсознательно, теперь могут воспринимать Его как Духа вечного,
вездесущего, всемогущего, всеблагого, всеправедного, неизменяемого,
всеблаженного, который обладает этими свойствами сразу и всегда.
Одно из занятий по данной теме с детьми 5-6 лет следует посвятить
закреплению знаний о сотворении мира Богом и привитию чувства бережного
отношения к природе — великому творению Господа. Повторяются Дни
Творения.
Воспитатель говорит детям, что Бог создал Землю прекрасной, и
предлагает вспомнить, как Он это сделал. Дети отвечают на вопросы,
повторяя пройденный материал При этом они могут рассказать, что растет
на Земле, какие она дает плоды и т. п. Воспитатель подчеркивает, что
Земля нуждается в нашей постоянной заботе, ее надо беречь, ухаживать за
ней, как за любимым садом.
В конце занятия детям можно предложить нарисовать сад с цветами,
деревьями, кустами. Можно предложить построить из конструктора фруктовый
сад или огород с грядками.
Занятие заканчивается беседой о том, как следует вести себя в этом
прекрасном саду - не баловаться, не топтать грядки, не рвать цветы,
поливать их, полоть и т.п., чтобы сад всегда оставался красивым.
После такой беседы следует перейти к рассказу о том, что и вся
окружающая нас природа также нуждается в постоянной заботе и охране.
Господь Бог создал ее и подарил нам для того, чтобы мы всегда заботливо и
бережно относились к ней.
|