Программное содержание: сформировать представления
детей о празднике «Сороки», который отмечается 22 марта; упражняться в
рассказывании наизусть стихов и закличек, в выпечке жаворонков как символов
данного праздника. Поговорить о приметах весны, вспомнить народные весенние
игры, которые проводятся на улице. Создать условия для идентификации детей друг
с другом, для общего проявления радости и веселья, инициировать желание сделать
приятное другим детям и малышам (поделиться с ними выпеченным печеньем,
научить весенней закличке или подвижной игре, «прокурировать», чтобы маленьких
никто не обижал).
Материал и оборудование: икона 40 мучеников Севастийских,
иллюстрации с изображением ранней весны, икона, тесто для выпекания жаворонков.
Ход занятия-досуга
Воспитатель. Ребята, вы знаете, какой сегодня
праздник? «Сороки» — это весенний праздник, посвященный Сорока мученикам,
которые приняли мученическую смерть за веру Христову. Пострадали они за веру
Христову в начале IV века в тогдашней Армении. (Помните, мы с вами знакомились
с армянской культурой.) Это были воины, которые исповедовали веру во Христа. Их
взяли под стражу и затем, то ласками, то угрозами требовали отказаться от
Христа. Они не соглашались. Тогда их загнали в Севастийское озеро. Пока воины
стояли в озере, оно стало замерзать и покрываться льдом. На берегу топили баню
и звали воинов выйти из озера, не погибать, а, признав языческих богов, согреться
в бане.
Была ночь. Охранявший мучеников страж увидел в небе
сорок венцов, в страхе он перекрестился. В это время один из воинов дрогнул и
побежал в баню. Тогда стражник воскликнул: «Да не будет того, чтобы у Царя
Небесного пропал хоть один венец». Во всеуслышание стражник объявил, что верит
в Иисуса Христа, вошел в ледяные воды озера и принял вместе с другими
мученическую смерть.
В их память у нас существует трогательный обычай
выпекать в этот день 40 жаворонков из теста. Радости от таких жаворонков
хватает надолго. Давайте и мы с вами будем лепить жаворонков из теста.
Будете лепить каждый свою птичку. (Для этого тесто нужно
раскатать в короткий жгутик, а потом завязать узелком. Можно сделать два
жгутика и обвить один вокруг другого. В один кончик вдавливается изюминка — это
голова, а на другом можно сделать продольные насечки — это хвост.) А когда на
кухне наши повара испекут жаворонков, мы их вынесем на улицу и будем закликать
весну веселыми закличками.
Дети вместе со взрослыми лепят жаворонков — по 3-5
штук («для себя и для других ребят, которые будут с нами весну закликать»).
Затем няня относит поделки на кухню, а дети одеваются и выходят на улицу вместе
с воспитателем.
Сегодня 22 марта — день необычный: день прилета птиц и
вторая встреча весны. В народе так говорили об этом дне: «на Сороки день с
ночью мирится», равняется — наступает весеннее равноденствие.
Когда вода разольется, Когда лес зазеленится, Когда
птицы прилетают, Тогда и весна приходит. Мы сегодня с вами жаворонков лепили,
пекли, а теперь будем весну закликать.
Ребенок исполняет закличку, остальные дети между
куплетами играют на свистульках.
Ребенок
Жаворонки, жаворонушки!
Жаворонки, жаворонки! Прилетите к нам!
Жаворонки, жаворонки, принесите нам,
Жаворонки, жаворонки, лето теплое,
Жаворонки, жаворонки, унесите от нас,
Жаворонки, жаворонки, зиму холодную.
Ведущий. К нам на праздник пришли дети младших групп,
и сейчас каждая группа исполнит свою весеннюю закличку для наших малышей.
Подготовительная к школе группа
Жаворонушки прилетали,
Весну-красну окликали,
Серы снеги покатились,
В речке воды появились.
Старшая группа
Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко!
Там детки сидят,
На тебя глядят.
Средняя группа
Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка!
Воспитатель. А теперь, ребята, почитаем стихи на
весеннюю тематику.
Дети читают стихи, которые готовили раньше к празднику
8-е Марта.
А давайте теперь поиграем в весенние игры? Например, в
«Горелки», «Бояре» или «Ручьи»: двое взрослых делают «воротники». Они берутся
за руки и, стоя лицом друг к другу, поднимают руки. Все играющие, взявшись за
руки, «цепочкой» пробегают между взрослыми под «воротниками» со словами: «Как
из-под горы все бегут ручьи. Ручьи, вы куда? Закрываем ворота!» На этих словах
«воротники» опускаются, те, кто оказался в кольце сомкнутых рук, считаются
пойманными. Эти дети присоединяются к взрослым: уже несколько человек (дети и
взрослые) берутся за руки, образуя небольшой круг, и поднимают соединенные
руки. Играющие «цепочкой» снова пробегают со словами сквозь круг под любыми
«воротниками» и уже в большем количестве попадают в круг, когда закрываются
«воротники». Общий круг все увеличивается. Игра опять начинается заново и
продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся пойманными и стоящими в
общем кругу.
После игр детям раздается выпечка — «жаворонки»
(завернутые в чистые бумажные салфетки), и дети громко кричат любую
понравившуюся им закличку с птичками в руках. Затем дети расходятся по
участкам и продолжают играть. |