Цели и задачи:
Развивающие: развитие произвольного внимания и
логического мышления, игровых навыков и социальных эмоций, связной и образной
речи.
Воспитательные: расширение и углубление представлений
о проявлениях такого нравственного качества, как доброта, воспитание желания
быть добрым и совершать добрые поступки, но не из чувства гордыни и проявления
хвастовства и не из-за желания заслужить похвалу любой ценой, как отрицательных
проявлений, соответствующих поведению мнимо доброго человека. Создание условий
для оптимизации самооценки детей.
Образовательные: формирование умений придумывать
предложение с заданным словом, отвечать мотивированно на вопрос взрослого,
обосновывая свою точку зрения («Я
думаю...», «Мне кажется...», «Я считаю...»), умений пользоваться
сложноподчиненными предложениями и объяснять смысл пословиц.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель. Сядет тот, кто придумает предложение со
словом «доброта» или «добрый».
2. Беседа педагога с детьми
Воспитатель. Про добрых людей сложено немало рассказов
и сказок. Кто мне может напомнить их названия?
Молодцы! Еще про добрых людей поэты сочинили много
стихотворений.
Самый лучший тот на свете,
Кто, как луч весенний, светел,
Кто поможет, руку даст
И поплавать новых ласт,
Лыж, ни разу не надетых,
Откусить хоть полконфеты,
Вот какая красота —
В моем друге... (Доброта.)
А в ваших друзьях живет доброта?
А в вас самих она есть?
Если бы самый добрый в мире человек стоял на этой,
самой высокой ступеньке лестницы (схематично изображает на доске лестницу), а
самый злой — на нижней ступеньке (показывает на рисунке), то себя бы вы куда
поставили и почему?
Педагог внимательно слушает. Тех, кто затрудняется
найти в себе что-то доброе, он подбадривает, вместе с другими детьми вспоминая
их добрые поступки.
3. Физкультурная минутка
Можно организовать, разыгрывая психогимнастические
этюды. Например, «Старенькая бабушка (дедушка) на перекрестке», «Малыш
потерялся», «Кошка в беде» и др.
4. Чтение и обсуждение стихотворения
Воспитатель. Я вам хочу прочитать еще одно стихотворение
про доброго человека.
Грядки я вскопал соседке
И засеял семена.
— Люди
добрые так редки! —
Тихо молвила она.
Похвалою окрыленный,
Я подмел тогда весь двор
И покрасил в цвет зеленый
Покосившийся забор.
Починил в саду беседку,
И в восторге, не шутя,
Громко вскрикнула соседка:
— Ангел ты,
а не дитя!
Мне хвалиться не пристало,
Сделал я ей все, что мог...
Как вы думаете, зачем все это делал мальчик? Потому
что в сердце живет доброта? Ему, правда, было жаль соседку, или он помогал ей
по другой причине? Автор тоже так считает.
Да, научен он не Богом Сам себя хвалить во многом,
Пусть в делах и неплохих — Хвастовством он портит их. Значит, чем можно
испортить добрые дела?
Правильно, их можно испортить хвастовством и гордостью.
А что значит «гордый человек» ? Про кого говорят: «Он возгордился?»
Гордый собой — это тот, кто любит себя больше всех. И
он хочет, чтобы все любили только его и гордились только им. Поэтому он если и
делает добрые дела, то только для того, чтобы его похвалили, сказали:
«Молодец!» А по- настоящему добрый человек делает добрые дела не для похвалы, а
для пользы других людей. И даже стесняется, когда его хвалят. Поэтому его
называют смиренным: он смиряет себя перед другими, считает, что не он — лучше
их всех, а другие — лучше него. А вы какими хотите быть: гордыми или
смиренными?
Молодцы! Даже пословица такая есть: «Бог гордым
противится, а смиренным дает благодать!» Что она обозначает?
Просто Бог видит, кто творит добро от чистого,
смиренного сердца, и сам хвалит такого человека. А гордые сами себя хвалят и
людей заставляют себя хвалить. Бог им не нужен. Поэтому он от них
отворачивается, перестает им помогать.
5. Подведение итогов занятия
Воспитатель. А вы заметили, кто у нас в группе
поставил себя на лестницу ниже всех, оказался самым смиренным?
Видите, а мы даже не знали, что у нас есть в группе
человечек, которого за смирение любит Бог! Давайте попробуем тоже научиться
смирению. Пусть каждый из вас сейчас похвалит не себя, а своего соседа. Только
сначала подумайте, за что его можно похвалить. Потом поднимите руку — я подойду
к вам с микрофоном (берет в руки игрушку-заместителя ), а вы похвалите его.
Педагог всех хвалит и говорит, какие они дружные и
добрые ребята: не про себя говорили, не свое «я» вперед выставляли, а смогли
увидеть хорошие качества друг друга и оценить их.
|