Открывает основную часть занятия беседа, тема которой «Все мне можно, но не все полезно».
Беседа проводится по домашним рисункам-размышлениям о том, «когда
человеку не полезно делать то, что хочется?». Вывод, который делается
после совместного обсуждения примеров и обобщения ответов детей, можно
сформулировать так: человеку не всегда бывает полезно делать то, что
хочется, но для каждого важно учиться в своей жизни делать и то, что не
хочется, что трудно, но необходимо (мыть посуду, убирать в доме и пр.).
Человек может развивать в себе способность трудиться и делать добрые
дела не только для себя, но для друзей и домашних, не для личной похвалы
и не за награду. Великий пост может стать особым временем для такого
труда, для преодоления в себе дурного, того, что не полезно…
За беседой следует венок игр «Весенний». В его
замысле – путь по весенним дорожкам во время Великого поста. «Венок игр»
строится на основе народных и авторских игр. В его содержании
присутствуют мотивы весеннего пробуждения земли, предощущения грядущего
торжества жизни, ее прекрасного обновления, а также тема поиска
правильного пути, того, как не сбиться с него, стремиться к цели.
В игровой ситуации создается образ такого преодоления – мост, который мы «строим» на крепких сваях:
Мы построим крепкий мост
Через весь Великий пост!
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем сваи забивать!..
Первая свая – Богу молиться,
Свая вторая – на совесть трудиться,
Третья свая – послушными быть,
Четвертая свая – других не судить,
Всегда за собою вину находить,
Пятая свая – чужого не брать,
Свая шестая – не врать.
Нужно отметить, что на последующих занятиях «великопостного цикла»
тематические беседы будут впервые посвящены Десяти заповедям Божиим,
данным пророку Моисею.
После игры дети слушают и смотрят русскую сказку «Два брата»,
разыгрываемую с куклами. В ней продолжает звучать тема радости служения
ближнему без корысти, не для похвалы или награды, тема несения тягот
друг друга.
После перерыва на трапезу начинается музыкальная часть занятия. Ее тема: «Песни над колыбелью».
В период Великого поста эта тема будет продолжена на других занятиях
цикла. Почему колыбельные? Потому что те из них, что избраны для
знакомства с жанром и разучивания, по сути своей являются материнским
напутствием, указанием пути жизни. На этом занятии мы слушаем и поем
колыбельную мальчику:
… Будешь в поле – пахарек,
На лужочке – косарек,
В темном лесе – лесничок,
В синем море – рыбачок,
Будешь рыбку ловить,
Да родителей кормить…
В музыкальной части последующих занятий мы будем учить колыбельную
песню для девочки, затем – часто исполняемый «над колыбелью» духовный
стих «О бедном Лазаре».
Далее дети готовят все необходимое для выполнения творческого задания. Его тема: «Путь человека».
Выполнение задания предваряется вводной беседой-обсуждением этапов
человеческой жизни: рождение – детство – юность – зрелость – старость…
Имеет ли жизнь конец? Весть о бесконечности жизни находит выражение в
выполнении задания: красками и восковыми мелками дети рисуют схему:
«Путь человека: от рождения – к Воскресению».
В конце занятия обговаривается домашнее задание:
нарисовать картинку по наблюдениям за непрерывностью жизни в природе
(превращение зерна, воды, семени; круг времен года; смена дня и ночи и
пр.) |