Цель. Приобщить к молитве как к естественной потребности общения с Богом. Научить молиться. До
организации систематических занятий по данной теме воспитателю
необходимо выяснить подготовленность детей к молитвенному общению с
Богом. В индивидуальных беседах с детьми и родителями выясняется их
воцерковленность, уточняется, насколько молитвы внедрены в жизнь семьи,
как ребенок относится к молитве, как родители приобщают к ней ребенка,
не допускают ли при этом насилия, что не должно иметь места, какие
молитвы знает ребенок.
Вообще специальные занятия по данной теме проводить нецелесообразно.
Молитва в православном детском саду (группе) должна быть постоянной
атрибутикой всей жизни ребенка.
Приобщение к молитве детей 3 лет
Для приобщения к молитве большое значение имеют создание молитвенной
атмосферы как дома, так и в детском саду, а также личный пример
родителей и воспитателей. Сами молитвы для детей этого возраста должны
быть очень краткими и понятными по содержанию. Это такие молитвы, как
"Господи, благослови!", "Господи, помилуй!", "Слава Тебе, Господи".
Все молитвы дети произносят вместе с взрослыми (родителями,
воспитателями), В детском саду молитвы произносятся перед началом и
после окончания трапезы, а также любого дела.
Маленького ребенка следует научить, как вести себя перед началом
молитвы и во время ее (в комнате должен быть порядок, игрушки убраны,
сам ребенок должен быть аккуратно одетым, с чистыми руками и т.п.).
Ребенка надо научить правильно совершать крестное знамение (сложить
вместе три пальчика правой руки: указательный, большой и средний,
пригнуть к ладони безымянный палец и мизинец; осенить себя крестом,
прикоснувшись сначала ко лбу, потом к поясу, затем к правому и левому
плечу).
Подведение к молитве детей 4-5 лет
Детей 4-5 лет уже можно подводить к молитве как к личной беседе с
Богом. Их также следует побуждать молиться перед началом и по окончании
любого дела. Кроме того, им уже можно объяснить, что всякое дело нужно
совершать во славу Господа Бога нашего, произнося более сложную молитву:
"Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь". Слово "Аминь" надо
обязательно произносить в конце этой молитвы. Оно означает: "Истинно
так, сущая правда". При этом воспитатель подчеркивает, что такая молитва
помогает успешно завершить любое дело. Эта молитва произносится также и
утром, как только ребенок проснется. Об этом воспитатель может
напоминать детям, говоря при этом, что после такой молитвы Бог весь день
будет с нами и будет помогать нам во всем.
Кроме этой молитвы, детям надо заучить такие молитвы, как "Господи,
спаси и сохрани!", "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!", "Пресвятая
Богородице, спаси нас!". Эти молитвы следует произносить перед иконами
Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Детям этого возраста можно
рассказать, когда и как надо молиться. Господь велит нам молиться
всегда, то есть утром, вечером, днем. Молитвы можно произносить вслух,
когда никого нет рядом, или про себя. В это время надо быть
внимательным, хорошо понимать и чувствовать, что произносится. Хорошо во
время молитвы смотреть на икону, и особенно хорошо, когда перед ней
горит лампадка или свеча.
Родители и воспитатели должны объяснить детям, что они, кроме
указанных выше молитв, могут обращаться к Богу по любому вопросу и
поводу со своими словами, то есть со своей личной молитвой. И многие
дети это с радостью делают.
Молитвы детей 5 лет
Дети старшего дошкольного возраста должны уже хорошо понимать, что
молитва - это разговор с Богом, благодарение за все, что они имеют,
просьба о помощи, защите от опасности.
В этом возрасте с детьми заучивают более сложные молитвы - "Слава
Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Отче наш", "Богородице Дево, радуйся".
Одновременно дети могут произносить и краткие молитвы в зависимости от
ситуации.
"Отче наш" считается главной Господней молитвой. Так она называется
потому, что ее дал Своим ученикам Господь Иисус Христос. С этой молитвой
мы обращаемся к Богу-Отцу, первому лицу Святой Троицы. Изучать ее надо
постепенно, объясняя детям содержание каждой фразы. Те же принципы
соблюдаются и при изучении молитвы "Богородице Дево, радуйся".
Как и в среднем дошкольном возрасте, детей 5-6 лет желательно
приобщать к свершению собственных молитв, подсказывая им конкретные
темы. Так, они могут молиться за своих родителей, бабушек, дедушек,
братьев, сестер и других близких людей. Например, ребенок может
произносить такую молитву: "Спаси, Господи, и помилуй маму и папу, моего
дедушку и мою бабушку, брата, сестру, всех моих друзей. Их молитвами
спаси и помилуй меня, грешного. Аминь". Своими словами ребенок может
просить Господа исцелить того, кто болеет. Дети вместе с родителями
могут молиться за усопших родных, произнося такую молитву: "Упокой,
Господи, души усопших рабов Твоих (называются имена), и прости им всякое
согрешение, вольное и невольное, и даруй им Царствие Небесное. Аминь".
Хорошо эту молитву произносить в храме, поставив свечу перед Распятием,
на котором изображен пригвожденный ко Кресту Господь наш Иисус Христос.
Если дома дети приучены произносить эти молитвы в другой редакции, не
следует их переучивать. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети
молились по строго установленной форме, а в том, чтобы утвердить в них
святой обычай молиться за своих близких - живых и умерших.
Для детей старшего дошкольного возраста хорошие результаты дает
заучивание молитв во время их пения вместе с воспитателем. Можно
провести несколько специальных занятий по заучиванию молитв, во время
которых воспитатель прилагает все усилия к тому, чтобы дети правильно
выговаривали слова молитвы и делали правильные остановки. Вначале можно
прослушать слова молитвы в магнитофонной записи, а затем повторить их
несколько раз вместе с детьми. Позднее следует предложить читать молитвы
отдельным детям. При этом надо внимательно вслушиваться в то, как они
их читают, и сразу же исправлять ошибки.
Надо приучать детей читать молитвы благоговейно, не торопясь, с
необходимыми паузами, четко, с соблюдением логических ударений. Научить
такому чтению молитв очень важно. Если дети читают молитву торопливо или
монотонно, не влагая в произносимые фразы ни мысли, ни чувства, они не
только не прочувствуют мысль молитвы, но и приобретут привычку к
механическому исполнению молитвы. Осмысленное же, благоговейное,
выразительное чтение, обратившееся в привычку, всегда будет вызывать
молитвенное настроение.
Очень важно, чтобы беседы и занятия не утомляли детей, были им
интересны. Поэтому сам воспитатель должен быть проникнут искренним
чувством расположения к детям, показывать свою любовь к ним, а все его
замечания и исправления не должны вызывать у детей протеста.
Главное, что должен помнить воспитатель, - это то, что основная цель
духовного воспитания - ввести Бога в реальную жизнь ребенка. Если дети
не накопили запаса легко запоминающихся рассказов из Библии, если не
прониклись душой представлением о Божественной любви, помощи, защите,
лучше вообще не учить их голословным утверждениям типа "Бог нас любит",
"Бог есть любовь", "Мы должны любить Бога" и не заставлять молиться,
если у них нет к этому собственного побуждения.
|