Программное содержание Первоначальное
знакомство детей еще с одним праздником православного календаря: —
событиями и смыслом Сретения Господня; — закрепление желания
готовиться к православным праздникам, быть причастными к ним. Материал к занятию 1. Иллюстрация из календаря
«Православные праздники на русской земле» (Спб., 2000/Худ. В. Павлова). 2.
Кукла-малыш в одеяле. 3. Большая, хорошего качества икона (или
репродукция иконы) Сретения Господня. 4. Картонные шаблоны птиц. 5.
Белый или серый картон. 6. Цветной клей или блестки. 7. Цветной
шнурок. 8. Ножницы. Ход занятия В
начале занятия педагог предлагает детям внимательно рассмотреть
иллюстрацию из названного нами календаря: по сельской улице зимним днем
идет молодая женщина в полушубке и валенках, на руках у женщины
завернутый в одеяло маленький ребенок. С правой стороны на картинке
небольшой деревянный храм с приоткрытой дверью, откуда льется свет. Не
трудно догадаться, что мама с малышом идет именно туда. У порога храма
стоит старичок в тулупе, меховой шапке, валенках. Несомненно, что
женщина встретится с ним у входа в храм. Может быть, дедушка специально
вышел, чтобы встретить маму с малышом. Не стоит торопить детей
описывать картинку. Составить по ней небольшой рассказ можно предложить
детям после нескольких минут неспешного рассматривания. Если детям
трудно самим составить рассказ по картинке, предложите им план рассказа
или последовательно задавайте конкретные вопросы. Задача педагога: не
спешить самому отвечать на поставленные вопросы, что-то рассказывать
детям, но внимательно слушать ответы детей и опираться на эти ответы при
продолжении диалога. Вопросы для поискового диалога с детьми по
картинке: – Скажите, кто изображен на картинке? Мама с малышом,
дедушка. – Можем ли мы, глядя на картинку, узнать, какое
радостное событие произошло недавно в жизни этих людей? Что это за
событие? Хорошо, если дети догадаются, что ребенок, изображенный на
картинке на руках у мамы, совсем маленький и радостное событие, недавно
произошедшее у людей, изображенных на картинке, – это рождение их
малыша. Дальше диалог с детьми можно повести следующим образом: –
Знаете ли вы, в какое время года празднуется день вашего рождения? —
А можно ли догадаться, в какое время года день рождения малыша,
изображенного на картинке? Зимой. — Как вы догадались, что день
рождения этого малыша зимой? На улице на картинке зима, а малыш еще
совсем маленький, значит, он родился недавно — этой же зимой. – Он
только что родился или уже чуть-чуть подрос? – Куда мама идет
вместе с малышом? Конечно, дети догадаются, что мама с малышом на
картинке идет в храм, в церковь. Пусть ваши питомцы объяснят, как они
догадались, откуда узнали, что мама несет малыша в храм. – А зачем
мама несет малыша в храм? Зачем ходят в храм? (Молиться Богу.
Благодарить Бога за все и просить Его помощи). – А кто стоит у
храма? Дедушка. – Дедушка просто так стоит, случайно или вышел
кого-то встретить? Наверное, дедушка стоит у храма не случайно. –
Как вы думаете, кого вышел встретить дедушка, зачем? Он вышел
встретить маму с малышом. – А скажите, пожалуйста, как называется
тот момент, когда после долгой разлуки или после долгого ожидания люди
могут увидеться друг с другом? Когда могут встретиться? Встреча. –
Встреча – это радостное событие? Почему? Наверное, встреча —
радостное событие. – А как вы думаете, что мог бы сказать дедушка
при встрече маме с малышом? Предложите детям представить себе эту
встречу и поиграть в то, как она могла бы произойти. Для этого нужна
завернутая в одеяльце кукла-малыш, похожая на ребенка, которого держит
на руках мама на картинке. Пусть кто-то из детей возьмет на себя роль
мамы, кто-то роль дедушки. «Мама» с куклой-малышом подходит к «дедушке»,
и между ними завязывается разговор. Наверняка девочкам из вашей
группы захочется побыть в роли мамы малыша, мальчикам – в роли дедушки.
Между участниками этой незамысловатой игры могут завязаться интересные
диалоги, когда «дедушка» поздравляет «маму» с рождением ее ребеночка,
говорит, что давно хотел на него посмотреть, надеялся встретить маму с
малышом в праздничный день в храме; просит разрешения подержать малыша
на руках и т.п. После игры воспитатель предлагает детям
рассмотреть еще одно изображение и показывает им икону (или хорошую
репродукцию иконы) Сретения Господня. Дети обычно без труда
выполняют просьбу педагога: показать, какое из рассматриваемых
изображений картинка, а какое – икона. Дети отвечают на вопросы
педагога о том, что изображено на иконе. И с удивлением обнаруживают,
что по содержанию изображенное на иконе событие похоже на событие,
нарисованное художницей на картинке. Взрослый комментирует
сходство двух изображений, объясняя, что на картинке мы видим встречу
придуманных художницей людей. А иконописец изобразил на иконе реальное
событие, происшедшее вскоре после Рождества Христова, когда Мария с
Иосифом принесли, как это полагалось по обычаю, недавно рожденного
Младенца Христа в храм. Встретить Божественного Младенца вышел старец по
имени Симеон. И само это событие названо – «Сретение» – так звучит
слово «встреча» на церковнославянском языке. — Праздник Сретения
отмечается 15 февраля. К этому дню мы с вами можем выучить
стихотворение. Светлана Высоцкая Сретение Господне Церковь празднует сегодня Праздник
Сретения Господня. Льется колокольный звон. В храме старец
Симеон Мальчика Христа встречает И как Бога величает. В
рукодельной части занятия воспитатель предлагает детям сделать двух птиц
из белого картона, похожих на тех птенцов голубиных, которых, по
существовавшему в той стране обычаю, должны были принести Богородица
Мария с Иосифом в благодарность Богу за рождение Младенца. Воспитатель
предлагает детям найти изображение этих птенцов на иконе и рассмотреть.
|