Праздник проводится в музыкальном зале, оформленном так,
чтобы дети (желательно участие в празднике не очень большого количества
детей одновременно) свободно могли вместе с воспитателем-ведущим
подходить последовательно к четырем стендам, у каждого из которых их
будут встречать взрослые – «хозяюшки», которые помогут ведущему в
проведении праздника.
Оформление зала состоит из четырех фрагментов:
— 1-й стенд «Окраина города»: на декорации изображен зимний пейзаж
(фрагменты пейзажа должны помочь детям при разгадывании «кроссворда» –
вписывания «зимних» слов в клеточки картонных полос);
— 2-й стенд «В домике у сказочницы»: на декорации фрагмент горницы;
— 3-й стенд «Городской храм с колокольней» (желательно, чтобы был изображен ближайший храм, который дети могут узнать);
— в четвертом уголке зала – празднично накрытые столы с угощением для ребят и гостей.
Если сценарий покажется слишком громоздким, можно разделить
его на несколько праздничных мероприятий, а можно и сократить (по
усмотрению педагогов), только желательно не за счет фрагментов,
показывающих детям именно православное понимание событий.
Ведущая (встречая детей в зале)
Здравствуйте, гости дорогие! Мира вам да радости! Пожалуйте на Масленицу
по нашему городу погулять. А как нагуляетесь, милости просим к нам на
чай да на блины!
Хозяюшки (по очереди)
Подходите, гости дорогие, у нас для вас много интересного приготовлено.
Дети подходят к первому стенду. Их встречает нарядная хозяюшка в павлово-посадском платке и красивых рукавицах.
Декорация на стенде – зимний пейзаж.
Ведущая подходит вместе с детьми и заводит разговор с хозяюшкой.
Ведущая
Здравствуй, хозяюшка! Коли звала нас с ребятами – принимай гостей!
Хозяюшка
Здравствуйте, здравствуйте! Проходите. Куда это вы путь держите?
Ведущая вместе с детьми
Мы идем в город на праздник Масленицы. Расскажи нам, хозяюшка: далеко ли еще до города?
Хозяюшка
Да вы уже почти в городе. У нас здесь его окраина: видите, домики
маленькие, бревенчатые, лес рядом, сугробы никак не растают. Долго
гостит у нас та, про которую я вам сейчас загадку загадаю: «Белая,
степенная, тепла боится. Пока Масленица не пройдет – никуда не уйдет!»
Если дети не сразу догадаются, что речь идет о зиме, можно помочь им подсказкой, что в загадке говорится о времени года.
Хозяюшка
Раз вы загадку отгадали, значит, и в зимние игры любите поиграть? В
снежки поиграть хотите? Тогда разделитесь на две команды и постройтесь в
две колонны: одна команда здесь (указывает – где), другая – здесь (тоже
указывает).
Игра «Снежки»
Каждой команде дается корзина со «снежками» (тряпичными мячиками),
«снежков» должно быть больше, чем детей в команде. Ребята по очереди
бросают снежки вперед, стараясь попасть в цель – лежащие на полу обручи
(у каждой команды свой обруч; если же снежки разного цвета, может быть
один общий обруч). После того как корзины опустеют, ведущий вместе с
детьми подсчитывает снежки, попавшие в обручи. Выигравшей объявляется
команда, оказавшаяся более меткой.
Хозяюшка
А теперь еще одна игра. Называется она «Рукавички».
Игра «Рукавички»
Дети, встав в круг, под музыку передают друг другу рукавички Хозяюшки.
Когда музыка обрывается, двое детей: тот, кто передает и тот, кто
готовится взять рукавички, надевают их по одной себе на руку и обегают
круг с внешней стороны. Тот, кто оказался быстрее, при продолжении игры
во время звучания музыки ходит за кругом и касается рукавичками
спрятанных за спины рук детей. Когда музыка снова прекращает играть, в
быстроте состязается следующая пара.
Хозяюшка
А теперь последнее зимнее задание: отгадайте зимний кроссворд. В нем
спрятаны зимние слова, начинающихся на букву «С». Отгадать эти слова вы
сможете, если внимательно посмотрите на нашу зимнюю картину.
Хозяюшка предлагает детям рассмотреть рисунок декорации.
Дети отгадывают «зимние слова». Слова-отгадки записывают в строчки кроссворда:
«СНЕЖИНКА», «СУГРОБ», «СНЕГУРОЧКА», «СНЕГОВИК», «САНКИ», «СОСУЛЬКА», «СНЕГИРЬ», «СВИРИСТЕЛЬ».
Хозяюшка
Вот так молодцы, догадливые да внимательные! Замерзли, пока угадывали?
Идите скорее греться в эту избу. В ней у нас самая настоящая сказочница
живет. Она и вам, если попросите, сказку расскажет.
Ведущий вместе с детьми переходит в следующую часть зала,
оформленную как фрагмент русской горницы. Там стоят скамеечки или
стульчики, на которых дети будут сидеть, слушая сказку.
Ведущая (здороваясь с хозяйкой)
Здравствуйте, тетушка! А вы и вправду – сказочница?
Сказочница
Здравствуйте! Здравствуйте, ребятушки! Проходите, проходите, садитесь на
стульчики да на лавочки. Погреться пришли и сказку послушать? А любите
ли вы сказки? А знаете ли их? Вот мы сейчас и проверим! Я вам сначала
загадки загадаю о разных сказках и их героях, посмотрим, как вы эти
загадки отгадаете! Слушайте внимательно.
Как называется сказка про то,
что в земле родится,
на стол годится,
впятером тянули,
вшестером вытянули?
(Репка)
Как называется сказка о том,
кто по амбару метён,
по сусеку скребён,
в печку сажён,
на окошке стужён,
от многих ушёл,
а лисе попался?
(Колобок)
А теперь загадка о сказочном герое, пусть ее малыши отгадают. Ну-ка, малыши, кто это:
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове – гребешок,
Зовется...
(Петушок)
Сказочница
А вот он и сам – Петя-петушок.
Появляется или ребенок, одетый в костюм Петушка, или кукла Петушок.
Сказочница
Только он у нас петь пока не может. Хотите узнать, почему? Посмотрите да послушайте нашу сказку!
По усмотрению педагогов в представлении сказки могут участвовать заранее подготовленные дети.
Сказочница (или ребенок-рассказчик)
Жил в городе Петушок,
В яркие перья разряжен,
Красным гребешком украшен.
И красив был, и речист,
А главное – голосист!
Все его в округе знали,
Все, конечно, уважали,
Да и как не уважать –
Никому не даст проспать:
Солнышко на небо,
Петя – кукарекать,
Лихо крыльями взмахнет,
Звонку песню запоет.
Это присказка. А сказка?
Сказка будет впереди,
Только слушай да гляди!
Сказочница (или второй ребенок-рассказчик)
Однажды зимним утром, как раз перед восходом солнца, проснулся наш
Петушок и стал ждать, пока первые лучи солнечные на небе вспыхнут.
Горлышко прополоскал, клювом перья расчесал, а солнышка все нет. Вот и
задумался Петя.
Петушок
А что это я каждый день солнышко встречаю, ему песни распеваю? Еще не известно, кто главнее: солнышко или я, голосистый Петушок!
Если я утром не запою, солнышко и не засветит. Пусть тогда все поймут, что важнее меня никого нет!
Сказочница (или ребенок-рассказчик)
Так и решил Петушок. Спрыгнул с изгороди, на которую каждый день
поднимался солнышко встречать, и зашагал важно по двору, а со двора в
сени, а из сеней в избу. Перья распушил, хотел закукарекать, да
вспомнил, что решил солнышко не звать, не будить. Кукарекать не стал, а
тихонько да важно заговорил.
Петушок
Я – самый главный в городе!
В яркие перья разряжен,
Красным гребешком украшен.
И красив я, и речист,
А главное – голосист!
Все меня на свете знают,
Все, конечно, уважают.
Да и как не уважать –
Никому не дам проспать!
Если Петя не споет,
Даже солнце не взойдет!
Сказочница (или ребенок-рассказчик)
Ты что же, Петушок, никак себя за главного на земле считаешь?
Петушок
А что? Я и есть самый главный! У меня такой звонкий голос, что без моего
пения и солнышко не встает. А вот если не запою, то людям придется ко
мне на поклон идти. Придут, поклонятся мне да скажут: «Пропой, Петенька,
а то без солнца пропадем!» Ну, а если понравится мне, как они меня
попросят, если зернышек да крошек вкусных мне принесут – тогда пропою.
Пусть и им солнышко немного посветит. А ты, тетушка, видно, блины печь
собралась?
Петушок указывает на решето с мукой и глиняный горшочек с маслом, стоящие у сказочницы на столе.
Сказочница
Да, решила блины затеять.
Петушок
Муку да маслице достала?
Сказочница
Да, приготовила.
Петушок
А маслице-то у тебя свежее?
Сказочница
Свежее.
Петушок
А душистое?
Сказочница
Душистое.
Петушок
Тогда дай мне попробовать! Слышал я, от маслица горлышко смягчается, голос еще звонче становится.
Сказочница
А куда же тебе звонче-то?
Петушок
А вот поймут люди, что голосистее меня, главнее меня никого на свете
нет, будут ко мне на поклон ходить, подарки носить... Сколько у меня
тогда всего будет... А сам я всеми командовать начну... И людьми, и всей
природой, даже солнышком: захочу петь– будет оно всходить, а не захочу
- так все в потемках и останутся.
Сказочница
Ах, вот ты чего захотел: чтобы все тебе кланялись и даже солнышко чтобы тебе за слугу было?
Петушок
А что? Пусть все мне служат! А солнышку тоже польза будет: не всякий день светить, а только когда я прикажу.
Сказочница
Ну раз так, пей маслице!
Петушок пьет из глиняного горшочка, прочищает горлышко,
сипит, кашляет, пробует кукарекать. В это время над ширмой «всходит»
картонное или матерчатое солнышко.
Петушок
Ой! Что с моим горлышком? Солнышко всходит, а я петь не могу! Солнышко, постой, я еще не кукарекал... Как же ты без меня-то?..
Сказочница
Видно, и без тебя солнышко на небо подняться может.
Петушок
Не может! Не может! Как же так?
Сказочница
Да вот так... Не по нашему хотению, а по Божию велению солнышко
землю-матушку согревает, все своими лучами освещает, всех нас греет,
бережет, замерзать не дает.
Ребенок-чтец
Виктор Афанасьев
Милое солнышко, Божье творение!
Ярко твое золотое горение,
Щедро тепло разливая вокруг,
Всех ты людей обнимаешь, как друг.
Рады тебе и цветы благовонные,
И на деревьях листочки зеленые.
Скоро весна и проснется земля,
Солнышка ждут и леса, и поля.
Сказочница
А ты, глупенький Петушок, себя над солнышком царем поставил! Вот теперь и
ходи безголосый, пока Масленица не пройдет. Помолчишь да подумаешь
пока: кто главнее – солнышко или ты... Не заносись высоко – можешь свою
песню и вовсе потерять. У Бога тот не забыт, кто малым доволен.
Негромко включается магнитофонная запись колокольного звона.
Ведущая
Ну-ка, дети, прислушайтесь. Что слышите?
Дети
Колокола звонят.
Ведущая
Давайте поблагодарим сказочницу за сказку и пойдем к храму: там узнаем,
как по благочестивому русскому обычаю Масленицу заканчивали.
Дети вместе с ведущей благодарят сказочницу, прощаются с ней или зовут ее с собою и переходят в третью часть зала.
У храма детей встречает девица в платочке, длинной юбке.
Девица
Здравствуйте! Здравствуйте, ребятушки! Как хорошо, что вы пришли.
Хотите, и я вам загадки загадаю. А вы, если внимательно на наш храм посмотрите, сможете и мои загадки отгадать.
Что выше колокольни?
(Крест)
Спиной к стене, а ликом к тебе. Что это?
(Икона) Ее дети могут увидеть над входом в нарисованный на декорации храм.
Говорить не может, а на службу в храм всех зовет.
(Колокол)
А следующая загадка – самая трудная:
Как называется время, которое идет после Масленицы?
(Великий пост)
Если дети не могут отгадать последнюю загадку, девица подсказывает ответ и дает объяснение.
Девица
После Масленицы, по православной традиции, наступает особое время –
Великий пост – дни покаяния и воздержания. Перед началом поста, в
последний день Масленицы стихало на Руси православной бурное веселье.
Перед началом поста, чтобы вступить в это время с чистым сердцем, ни на
кого не держащим обид, надо обязательно помириться со всеми и всех
простить.
— А легко ли простить кого-то, обидевшего тебя, или попросить прощения, когда сам виноват?
Дети отвечают на вопрос, вспоминая, как нелегко им бывает
простить обиду или самим признаться в проступке и повиниться, приводят
примеры из личного опыта, потом читают стихотворение Виктора Афанасьева.
1-й ребенок
Трудно сказать: «Прости!» –
Что это за мученье:
Как в половодье грести
Против теченья.
2-й ребенок
А ты помолись – тогда
Встанет вода стыда,
Встанет вода гордыни –
И скажешь, себя виня:
«Не прав я, прости меня,
Будем друзьями отныне!»
Дальше по тексту – одну строчку читает кто-то из детей, другую — все дети хором.
Если лгал, то больше не лги:
– Господи, помоги!
Если обиды не мог снести:
– Господи, прости!
Если к задаче ищешь ключи:
– Господи, научи!
Если подняться лень до зари:
– Господи, ободри!
Если впервые пустился вплавь:
– Господи, не оставь!
Если вспыхнуло солнце в твоей судьбе:
– Господи, слава Тебе!
Ведущая
А теперь, ребята и гости дорогие, просим вас к столу нашего угощения отведать. А про угощение – наша последняя загадка:
Круглые, да не колеса,
Горячие, да не солнце,
Не пироги, а есть их можно.
Что это?
(Блины)
Дети поют песню «Блины» из сборника «Праздников праздник». А
после этого садятся за общий стол или, получив подносы с угощением,
расходятся по группам.
|