Программное содержание Знакомство детей
с событиями Введения во храм Пресвятой Богородицы и традициями
празднования этого праздника. Воспитание у детей интереса к традициям
русской православной культуры. Материал к
занятию 1.Большая икона или репродукция иконы Введения во храм
Пресвятой Богородицы на подставке, покрытой голубой тканевой салфеткой. 2.
Альбомы для рисования, цветные карандаши. Ход
занятия Если уже выпал снег и установилась зимняя погода,
начать занятие воспитатель может с чтения стихотворения о наступившей
зиме и времени Рождественского поста. Виктор
Афанасьев Зима Ну вот и
настала зима! Нагрянула вдруг, легкокрыла, Осыпала снегом дома, Поля
и холмы убелила. Снежинки легки, словно пух, Свой танец
затеяли дружный, И мир заискрился вокруг На солнце красою
жемчужной! А сколько сияющих звезд Горит в мироздании
грозном!.. И слышно – проселком морозным Ступает Рождественский
пост. – Ребята, вы, наверное, помните, что
несколько раз за прошедшую осень мы на наших занятиях вели разговоры о
Богородичных праздниках? Сегодня, в начале зимы, мы с вами
тоже будем говорить о празднике, посвященном Пресвятой Богородице. – Помните, в сентябре мы отмечали Рождество Пречистой Девы? Принимая
рождение Дочери как чудесный Божий дар, святые праведные Иоаким и Анна
дали Богу обещание: посвятить свою Дочь на служение Ему. Иоаким и
Анна очень любили Дочь и растили Ее с нежностью. Когда же Ей исполнилось
три года, они поспешили исполнить свое обещание, данное Богу: привести
Ее в Иерусалим и отдать на воспитание в Божий храм. Родителям Пречистой
Девы было и грустно: ведь приходилось расставаться с единственным чадом;
и радостно: они отдавали свою Дочь на служение Богу. В
назначенный день они пригласили к себе в дом родственников, созвали юных
девиц, одели Пресвятую Марию в лучшие одежды и торжественно повели Ее в
Иерусалимский храм. До Иерусалима от города Назарета, где родилась и
провела первые годы Своей жизни Пречистая Дева, было три дня пути.
Процессия двигалась вдоль зеленеющих полей, девушки несли в руках
зажженные свечи и пели псалмы. Когда процессия приблизилась к
храму, навстречу вышли с песнопениями священники, служившие при храме.
Ко всеобщему изумлению, трехлетняя девочка Сама стала подниматься по
пятнадцати высоким и крутым каменным ступеням, ведущим ко входу в храм.
Как бы сопровождаемая Ангелом-Хранителем, Она не останавливалась до тех
пор, пока не оказалась на верхней ступеньке. Там юную Марию встретил
первосвященник Захария. Этот момент как раз и изображен на
праздничной иконе. Воспитатель показывает детям икону праздника. Вот
она, эта икона. Под иконой постелили мы салфетку голубого цвета; цвета,
в церковной традиции усвоенного Пресвятой Богородице. – Посмотрите внимательно, что мы с вами видим на иконе? Саму
Пречистую Деву, изображенную в виде маленькой девочки, стоящей на
верхней ступени лестницы и протягивающей руки к встречающему Ее
первосвященнику. Видим мы на иконе и святых, праведных родителей
Богородицы, уже отпустивших от себя Дочь и стоящих чуть поодаль. Рядом с
Иоакимом и Анной стоят склонившие головы перед величием маленькой
подруги девы, провожавшие Богородицу Марию в храм. Как
рассказывает нам церковное предание, в чудесном восхождении юной Марии
по ступеням храма первосвященник Захария предвидел будущую судьбу
Богородицы. И произошло нечто необычное! Ни одной женщине никогда не
разрешалось входить в самое внутреннее отделение храма, во Святая
Святых, туда только один раз в год мог войти сам первосвященник. А
маленькую Марию, приведенную родителями в храм, священник Захария,
вдохновленный Святым Духом, ко всеобщему изумлению, взял за руку и повел
в сокровенное святилище храма. Послушайте, как говорится об этом в
стихах русского поэта Михаила Кузьмина. Стихотворение старинное, в нем
использован поэтический прием, когда первая строчка четверостишия
повторяется в каждом четверостишии дважды. В этом стихотворении много
старинных, непонятных слов, но мы с вами постараемся во всем
разобраться. Воспитатель читает детям стихи. Во время чтения можно
указывать детям на изображение иконы. Михаил
Кузьмин Введение Вводится
Дева в храм по ступеням, Сверстницы-девушки идут за Ней. Зыблется
свет от лампадных огней. Вводится Девица в храм по ступеням. В
митре рогатой седой иерей Деву встречает, подняв свои руки, Бренный
свидетель нетленной поруки, В митре рогатой святой иерей. Лестницу
поступью легкой проходит Дева Мария, смиренно спеша. Белой
одеждой тихонько шурша, Лестницу поступью легкой проходит. Старец,
послушный совету небес, Вводит Ее во святилище храма. Он не
боится упреков и срама, Старец, послушный совету небес. Белой
голубкой сокрылась внутри, Плотно закрылась святая завеса. Чуждая
злым искушениям беса, Белой голубкой сокрылась внутри. Что вы,
подружки, глядите вослед? Та, что исчезла белей голубицы, Снова
придет к вам в одежде Царицы. Что вы, подружки, глядите вослед? – Чувствуете, какой торжественный тон у стихотворения,
соответствующий значению происходящего события? Поэт
использует в стихотворении возвышенные, торжественные слова: не просто
говорит, что светятся лампады, но «зыблется свет от лампадных огней»;
пророка Захарию называет «иереем», это слово в переводе с греческого
языка означает «священник»; называет Захарию «старцем, послушным совету
небес». – Как думаете, почему в стихотворении
столько возвышенных слов? Поэт стремится передать
возвышенность и святость события, которое описывает в стихах. – Как думаете, почему Захария «не боится упреков и срама» за
то, что вводит Девицу туда, куда обычным людям запрещено было входить? Священника
вдохновляет на это Святой Дух. – А почему
Пречистую Деву поэт называет «белой голубкой»? Чтобы
подчеркнуть Ее святость, чистоту и Божественное предназначение. – А почему обещает подружкам Марии, что Дева вернется к ним в
«одежде Царицы»? Имеется в виду, что, став Матерью Бога, Царя
Небесного, Она станет Царицей Неба и Земли. Люди будут величать
Богородицу Царицею Небесной в своих молитвах. Сама же Пречистая Дева
вечно будет молитвенно просить Своего Царственного Сына обо всех людях. - А запомнил ли кто-нибудь первую строчку стихотворения? «Вводится
Дева в храм по ступеням...» Давайте-ка, ребята, мы с вами откроем
альбомы и постараемся на альбомном листе нарисовать лестницу из многих
ступеней, похожую на ту, по которой поднималась к храму Богородица
Мария. Воспитатель рисует лестницу на доске. А теперь
попробуем представить, что каждой ступени лестницы можно дать название
какой-то добродетели. Дома вместе с мамами и папами подумайте и назовите
каждую ступеньку именем какой-то из добродетелей, которые нужно
стараться приобрести нам с вами, чтобы подняться по ступеням своего
храма, подражая Пречистой Деве. Дома украсьте каждую ступеньку
своей лестницы красивым узором и впишите вместе с родителями названия
ступенек-добродетелей. Когда дети отложат альбомы, воспитатель
подводит итог занятия. Введение во храм переменило жизнь Пресвятой
Богородицы так, что это событие иногда называют вторым рождением
Богородицы, рождением для новой жизни, посвященной одному Богу. Все
дальнейшее детство Пречистой Девы прошло в храме, в трудах и молитвенном
служении Богу. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь празд-нует 4 декабря. С этого дня, радуясь тому, что все меньше
времени остается до праздника Рождества Христова, в храмах начинает
петься уже рождественское песнопение: «Христос раждается, славите,
Христос с небес, срящите!» («Христос рождается – славьте! Христос с
небес – встречайте!») Обобщая все сказанное о празднике Введения
во храм Пресвятой Богородицы, воспитатель или кто-то из детей читает
стихотворение Светланы Высоцкой. Властной
поступью скрипучей, Снежные гоняя тучи, Стужей утренней пугая, К
нам зима пришла седая. Пост Рождественский встречаем, Славный
праздник отмечаем – Приснодевы в храм Введенье Ангелам на
удивленье. Входит Богоматерь прямо Во святое место храма И
Рождение Господне Возвещает нам сегодня. Приложение
кзанятию В праздничные дни обратите внимание детей на состояние
погоды. Расскажите своим воспитанникам, что на Руси к этому времени
обычно уже устанавливался снежный покров. Наши благочестивые
предки, бабушки наших бабушек и дедушек, отмечая праздник, отправлялись в
храм уже не на телеге, а на санях и дорогой припевали: Введенье
пришло, Зиму в хату завело, В сани коней запрягло, В
путь-дорожку вывело, Берег с берегом связало, Воду к земле
приковало, Снег заледенило, Малых ребят, Красных девчат В
салазки усадило, На ледянке с горы покатило... В старину после
дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинался зимний торг:
начинали торговать санями, которые делали умельцы в посадах и слободах. В
Москве сани складывались целыми грудами-горами на Лубянской площади
(само название площади закрепилось с тех пор). Торговцы санями то и дело
выкрикивали прибаутки: Вот санки-самокаты, Разукрашены –
богаты, Разукрашены – раззолочены, Сафьяном оторочены! Введеньев
торг у двора, Санкам ехать пора! Сани сами катят, Сами ехать
хотят! К вечеру если не вся, то добрая часть Первопрестольной
Москвы каталась на новых санях. А русские женщины, занимавшиеся в
позднюю осеннюю и раннюю зимнюю пору рукоделием, к празднику Введения
Богородицы во храм, найдя время между работами по прядению и ткачеству,
старались смастерить подарок для своих ребятишек, особенно для девочек,
так как чествовали в праздник Введения во храм Богородицы особенно
девочек. Так вот старались мастерицы: бабушки, мамы и сестрицы сделать
маленьким девочкам в подарок к празднику тряпичную самодельную куклу.
Девочки, вам ровесницы, и сами могли такую куклу смастерить. Давайте-ка
и мы с вами сегодня во второй половине дня попробуем сделать самую
простую тряпичную куклу. Правда, получится у нас не совсем так, как было
в старину. Не мамы и бабушки нам, а мы мамам и бабушкам к празднику
подарим свои поделки. Но радости будет не меньше! У нас ни девочки, ни
мальчики без дела не останутся. Как сделать самую простую
тряпичную куклу. Для работы потребуется кусок льняной или
хлопчатобумажной ткани, квадрат белой ткани, пестрый лоскуток. 1.
Сворачиваем льняную ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, можно
закрепить ее ниткой. 2. Делаем лицо и руки. Кладем трубочку из
ткани на середину квадрата из белой ткани. Перегибаем по диагонали и
закрепляем голову, перевязываем ниткой. Ручки и талию также
перевязываем, чтобы получилась белая кофта на нашей кукле. 3.
Наряжаем куклу: из ниток или ткани делаем и укрепляем косу. 4.
Затем надеваем юбку или сарафанчик. 5. На голову можно повязать
платок из пестрой ткани, а можно сшить кокошник, надеть повязку-ленту,
сережки и бусы. Простейшая кукла готова. Надеемся, что такой
подарок к празднику порадует и ваших воспитанников, и их родителей.
|