Цель. Уточнить представление о близких ребенка 
(отец, мать, братья, сестры, другие родственники). Дать представление о 
его непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна). 
Занятия по данной теме проводятся после знакомства и индивидуального 
собеседования с каждым ребенком и его родителями, во время которого 
уточняются такие вопросы, как состав семьи, взаимоотношения ее членов, 
участие в церковной жизни, условия воспитания. Затем детям 
последовательно даются понятия о семье, родных и близких, подчеркивается
 забота родителей о ребенке, их любовь. Воспитатель побуждает детей 
высказать свою любовь к родителям и другим членам семьи. 
Для знакомства с окружающим миром организуются целевые прогулки 
вокруг детского сада, по близлежащим улицам, паркам, посещение церквей, 
монастырей, различных памятных мест. Для детей более старшего возраста 
организуются экскурсии по городу и пригородным районам. Желательно 
посещать места, связанные с жизнью и подвигами святых. Во время таких 
экскурсий подчеркивается красота окружающей природы, что подводит детей к
 понятию "Бог – Творец мира". 
В процессе занятий широко используются фотографии, иллюстрации, слайды и другой наглядный материал. 
Примерное содержание занятия "Моя семья" для детей 3 лет 
До 3 лет воспитание ребенка, как правило, происходит дома, и первыми 
его воспитателями являются мать и отец, отчасти другие близкие 
родственники - бабушки, дедушки, братья, сестры и др. После 3 лет, даже 
при поступлении ребенка в детский сад, семья продолжает играть 
главенствующую роль в его духовном воспитании. 
В начале занятия воспитатель предлагает поговорить о своих семьях. Он
 спрашивает у детей, как зовут маму, папу, есть ли бабушка, дедушка, 
братья, сестры и другие родственники. Разговор сопровождается 
рассматриванием фотографий родных. 
Затем воспитатель рассказывает детям о том, как мама, папа, бабушка 
заботятся о них, готовят вкусную еду, покупают одежду, игрушки и т.п., 
побуждая детей к разговору о заботе близких. Постепенно воспитатель 
подводит разговор к тому, что группа - тоже семья, все дети должны 
любить друг друга, как родные братья и сестры, быть добрыми и 
заботливыми. 
Закончить занятие можно рассказом, стихотворением, песенкой, предложить детям нарисовать что-нибудь в подарок своим близким. 
Важнейшей задачей воспитания детей данного возраста является развитие
 у них умения доброжелательно общаться со сверстниками (делиться 
игрушками, гостинцами, уступать, помогать, сопереживать другому 
ребенку), четко, внятно выражать свои просьбы, благодарить за оказанную 
помощь, бережно относиться к вещам и игрушкам. При этом очень важно, 
чтобы и родители, и воспитатели детского сада предъявляли ребенку единые
 требования. 
Примерное содержание занятия "Мой дом" для детей 4 лет 
Для детей среднего дошкольного возраста семья остается центром всего 
мира. В ней он ищет любви и защиты от любой опасности. Вместе с тем 
повышается роль детского сада, воспитателей, которые уже во многом могут
 заменять родителей. 
В начале занятия воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о 
своем доме, квартире, комнате, описать обстановку, рассказать, какая 
икона висит над его кроваткой, есть ли дома лампадка, когда ее зажигают,
 зажигают ли свечки и т.п. Затем воспитатель рассказывает детям, что 
группа - это тоже их дом, где все вместе дружно проводят время; обращает
 внимание на обстановку группы, особо останавливаясь на церковной 
атрибутике (икона, лампадка, свечки, Библия и др.). 
Занятие можно закончить конструированием, предложив устроить в 
игровом уголке домики или комнатки для кукол. В зависимости от желания 
детей можно ограничиться рисунками или лепкой на соответствующую тему. 
Примерное содержание занятия "Мой город" для детей 5-6 лет 
У детей старшего дошкольного возраста расширяются представления о 
мире, и задача воспитателей и родителей - поддерживать этот интерес и 
давать ему правильное направление, формировать любовь к своему краю, 
городу, стране, родной природе. 
Во время специальных занятий, экскурсий, бесед у детей следует 
формировать правильное представление о растительном и животном мире, 
природных явлениях, подчеркивать красоту и мудрость окружающего мира, 
развивать способность любоваться картинами природы, бережно относиться к
 растениям и животным, проявлять действенную о них заботу. Все это 
должно быть пронизано чувством постоянного присутствия Бога - Великого 
Творца этого прекрасного мира. 
Занятию "Мой город" предшествует большая предварительная работа: 
пешеходные и автобусные экскурсии по близлежащему окружению и по городу с
 посещением церквей, монастырей, парков, магазинов и т.п.; чтение 
рассказов, стихотворений о городе и т.п. 
Вначале воспитатель уточняет знания детей о том, в каком городе они 
живут, как называются окрестные улицы, какой адрес детского сада, по 
каким адресам проживают дети, их родные и знакомые. Затем предлагает 
вспомнить об экскурсиях по городу, о том, что видели, какие храмы 
посещали и т.п. 
Во время беседы следует обращать внимание на красоту города, 
попросить вспомнить названия центральной площади, главных улиц, 
известных памятников и пр. Хорошо, если удастся показать детям 
любительский фильм о городе или слайды. Желательно привлекать к 
проведению такого занятия родителей, которые также могут рассказать о 
городе, его истории, о событиях в своей семье, связанных с храмами, 
зданиями, улицами, площадями и т.п. 
В заключение следует подвести детей к осознанию своей любви и 
благодарности к Богу, который дал им возможность родиться и проживать в 
этом прекрасном городе. 
По окончании занятия можно предложить детям отобразить данную тему в рисунках, лепке, конструировании и др. 
	
	
	 |