Цель. Уточнить представление о близких ребенка
(отец, мать, братья, сестры, другие родственники). Дать представление о
его непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна).
Занятия по данной теме проводятся после знакомства и индивидуального
собеседования с каждым ребенком и его родителями, во время которого
уточняются такие вопросы, как состав семьи, взаимоотношения ее членов,
участие в церковной жизни, условия воспитания. Затем детям
последовательно даются понятия о семье, родных и близких, подчеркивается
забота родителей о ребенке, их любовь. Воспитатель побуждает детей
высказать свою любовь к родителям и другим членам семьи.
Для знакомства с окружающим миром организуются целевые прогулки
вокруг детского сада, по близлежащим улицам, паркам, посещение церквей,
монастырей, различных памятных мест. Для детей более старшего возраста
организуются экскурсии по городу и пригородным районам. Желательно
посещать места, связанные с жизнью и подвигами святых. Во время таких
экскурсий подчеркивается красота окружающей природы, что подводит детей к
понятию "Бог – Творец мира".
В процессе занятий широко используются фотографии, иллюстрации, слайды и другой наглядный материал.
Примерное содержание занятия "Моя семья" для детей 3 лет
До 3 лет воспитание ребенка, как правило, происходит дома, и первыми
его воспитателями являются мать и отец, отчасти другие близкие
родственники - бабушки, дедушки, братья, сестры и др. После 3 лет, даже
при поступлении ребенка в детский сад, семья продолжает играть
главенствующую роль в его духовном воспитании.
В начале занятия воспитатель предлагает поговорить о своих семьях. Он
спрашивает у детей, как зовут маму, папу, есть ли бабушка, дедушка,
братья, сестры и другие родственники. Разговор сопровождается
рассматриванием фотографий родных.
Затем воспитатель рассказывает детям о том, как мама, папа, бабушка
заботятся о них, готовят вкусную еду, покупают одежду, игрушки и т.п.,
побуждая детей к разговору о заботе близких. Постепенно воспитатель
подводит разговор к тому, что группа - тоже семья, все дети должны
любить друг друга, как родные братья и сестры, быть добрыми и
заботливыми.
Закончить занятие можно рассказом, стихотворением, песенкой, предложить детям нарисовать что-нибудь в подарок своим близким.
Важнейшей задачей воспитания детей данного возраста является развитие
у них умения доброжелательно общаться со сверстниками (делиться
игрушками, гостинцами, уступать, помогать, сопереживать другому
ребенку), четко, внятно выражать свои просьбы, благодарить за оказанную
помощь, бережно относиться к вещам и игрушкам. При этом очень важно,
чтобы и родители, и воспитатели детского сада предъявляли ребенку единые
требования.
Примерное содержание занятия "Мой дом" для детей 4 лет
Для детей среднего дошкольного возраста семья остается центром всего
мира. В ней он ищет любви и защиты от любой опасности. Вместе с тем
повышается роль детского сада, воспитателей, которые уже во многом могут
заменять родителей.
В начале занятия воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о
своем доме, квартире, комнате, описать обстановку, рассказать, какая
икона висит над его кроваткой, есть ли дома лампадка, когда ее зажигают,
зажигают ли свечки и т.п. Затем воспитатель рассказывает детям, что
группа - это тоже их дом, где все вместе дружно проводят время; обращает
внимание на обстановку группы, особо останавливаясь на церковной
атрибутике (икона, лампадка, свечки, Библия и др.).
Занятие можно закончить конструированием, предложив устроить в
игровом уголке домики или комнатки для кукол. В зависимости от желания
детей можно ограничиться рисунками или лепкой на соответствующую тему.
Примерное содержание занятия "Мой город" для детей 5-6 лет
У детей старшего дошкольного возраста расширяются представления о
мире, и задача воспитателей и родителей - поддерживать этот интерес и
давать ему правильное направление, формировать любовь к своему краю,
городу, стране, родной природе.
Во время специальных занятий, экскурсий, бесед у детей следует
формировать правильное представление о растительном и животном мире,
природных явлениях, подчеркивать красоту и мудрость окружающего мира,
развивать способность любоваться картинами природы, бережно относиться к
растениям и животным, проявлять действенную о них заботу. Все это
должно быть пронизано чувством постоянного присутствия Бога - Великого
Творца этого прекрасного мира.
Занятию "Мой город" предшествует большая предварительная работа:
пешеходные и автобусные экскурсии по близлежащему окружению и по городу с
посещением церквей, монастырей, парков, магазинов и т.п.; чтение
рассказов, стихотворений о городе и т.п.
Вначале воспитатель уточняет знания детей о том, в каком городе они
живут, как называются окрестные улицы, какой адрес детского сада, по
каким адресам проживают дети, их родные и знакомые. Затем предлагает
вспомнить об экскурсиях по городу, о том, что видели, какие храмы
посещали и т.п.
Во время беседы следует обращать внимание на красоту города,
попросить вспомнить названия центральной площади, главных улиц,
известных памятников и пр. Хорошо, если удастся показать детям
любительский фильм о городе или слайды. Желательно привлекать к
проведению такого занятия родителей, которые также могут рассказать о
городе, его истории, о событиях в своей семье, связанных с храмами,
зданиями, улицами, площадями и т.п.
В заключение следует подвести детей к осознанию своей любви и
благодарности к Богу, который дал им возможность родиться и проживать в
этом прекрасном городе.
По окончании занятия можно предложить детям отобразить данную тему в рисунках, лепке, конструировании и др.
|