Программное содержание Познакомить
детей с событиями Рождества Пресвятой Богородицы. Материал к занятию Икона или репродукция иконы
Рождества Пресвятой Богородицы. Ход занятия Занятие
проходит в форме беседы воспитателя с детьми. Быстро идет время.
14 сентября (1 сентября по церковному календарю) начинается новый
церковный год. Первый в наступившем церковном году двунадесятый праздник
– праздник Рождества Пресвятой Богородицы. – Вам,
ребята, не трудно ответить на вопрос: на какое слово похоже слово
«рождество»? Правильно, на слово «рождение»; славянское слово
«рождество» и означает – «рождение». Рождение любого ребенка –
счастливое событие, приносящее радость и надежду родителям малыша и их
близким. – Чему радуются люди, узнав о рождении
ребенка? На что надеются? Люди радуются началу новой жизни,
появлению на свет продолжателя рода. Родители и другие близкие радуются,
что малыш будет здоровым и счастливым, вырастет достойным человеком. – Сможете ли вы ответить на вопрос, почему Рождество Пресвятой
Богородицы стало источником особой радости и торжества для всего мира? Дети
стараются ответить и на этот вопрос. Воспитатель обобщает и дополняет
их ответы. Это была радость исполнения древних пророчеств,
радость, предваряющая приход в мир Спасителя. О Рождестве
Богородицы повествует нам Священное Предание. В Иудее, в маленьком
городе Назарете, жили два старых человека, супруги Иоаким и Анна. Оба
они происходили из рода древних царей и пророков, оба были праведными,
добрыми и смиренными. Они жили скромно и тихо. Но было в их жизни горе:
пятьдесят лет прошло со времени свадьбы Иоакима и Анны, а детей у них не
было. – Почему во все времена горюют родители,
если Бог не дает им детей? Во все времена считалось, что дети –
Божие благословение. Не жаловались, а радовались и богатые, и бедные,
когда много было в доме детей. В древней Палестине было особое
отношение к появлению на свет ребенка: народ ожидал увидеть в одном из
своих потомков обетованного Богом Спасителя мира. Однажды в
праздник пришел Иоаким в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Богу.
Но архиерей отверг приношение и укорил Иоакима, сказав: «Господь из-за
каких-то тайных грехов отнял от тебя Свое благословение, не дал тебе
детей». Услышал Иоаким много обидных слов и от других людей. Тяжело
было Иоакиму слышать все это. Не возвратился он домой, а ушел в
пустыню. 40 дней и 40 ночей постился и молился Иоаким, чтобы Господь
даровал ему в старости дитя. Узнала Анна о том, как обидели ее
мужа, и тоже неутешно плакала. Она молилась в саду под старым деревом. А
в ветвях дерева хлопотала птица, без усталости нося в клюве червячков и
букашек своим птенцам. Увидев не оперившихся еще птенцов, сильнее
заплакала Анна: «Горе мне, одинокой! Все в мире утешаются детьми: и
птицы небесные, и звери земные, и земля приносит вовремя плоды свои, и
все благословляют Бога! Одна я, как степь безводная, без жизни и плодов.
Воззри на меня, Господи, услышь молитву мою!» И вдруг ей явился
Ангел Господень и сказал: «Анна! Услышал и принял Бог молитвы твои. Ты
родишь Дочь благословенную, Ею дастся спасение всему миру и наречется
Она Марией». И спустя некоторое время свершилось дивное чудо – у
Иоакима и Анны родилась Дочь – Мария. Светлана
Высоцкая Рождество Богородицы Осень
мягко золотится. В дальний путь готовы птицы. Освежает их
собранье Ветра теплое дыханье. В день сентябрьский долгожданный У
Иоакима с Анной Давняя мечта сбылась: Дочь Мария родилась. Воспитатель
предлагает детям рассмотреть икону Рождества Пресвятой Богородицы. Задавая
вопросы, педагог указкой показывает детям на ту или иную деталь
изображения. – Смотря на икону Рождества Пресвятой
Богородицы, расскажите, пожалуйста, что вы на ней видите? На
большом ложе в центре иконы лежит женщина. Это святая праведная Анна –
мама Пречистой Девы Марии. Изображены на иконе и другие люди и маленькая
Мария. – Можем ли мы, глядя на икону, узнать о
праведности и святости жизни Анны, мамы Пресвятой Богородицы? Мы
помним, что знаком святости является изображение на иконе золотого
сияния – нимба вокруг головы праведника. Мы видим золотой нимб над
головой мамы Пресвятой Богородицы. – А что за люди
подходят к ложу праведной Анны? Что они делают? Это святой
праведной Анне прислуживают какие-то женщины (может быть, родственницы):
одна из них подает чашу с питьем; другая несет предмет, похожий на
праздничное украшение; третья – тарелку с кушаньем. Эти женщины хотят
порадовать святую Анну и подкрепить ее силы. – А
почему же они хотят подкрепить силы праведной Анны, порадовать,
поздравить ее? Праведная Анна родила ребенка – дочь Марию. – Изобразил ли иконописец на иконе Саму Пречистую Деву Марию? Да,
изобразил. Маленькая Мария, завернутая в белые пелены и покрытая
красным одеяльцем, лежит на кроватке, стоящей у подножия ложа ее мамы
Анны. Вокруг головы маленькой Марии иконописец тоже изображает сияющий
нимб – знак святости. Рядом с кроваткой маленькой Богородицы находятся
две человеческие фигуры. Они больше похожи на детей, чем на взрослых.
Может быть, это юные родственницы, радующиеся появлению на свет Девы
Марии и охраняющие покой новорожденной. – А чем
заняты две женщины, изображенные внизу, в левой части иконы? Слева
внизу иконы иконописец изображает двух женщин, занятых обычными
хлопотами по уходу за маленьким, новорожденным ребенком: они или уже
омыли, выкупали, или готовятся купать младенца. Рисуя на иконе эту сцену
омовения младенца, иконописец показывает нам, что Пресвятая Богородица
родилась таким же беспомощным, требовавшим забот взрослого ребенком, как
и любой другой младенец. – Ответьте, пожалуйста,
еще на один вопрос: почему Рождество Пресвятой Богородицы можно назвать
чудом? Потому что Она родилась у старых родителей, которые
много лет не имели детей. Сам Бог услышал молитвы праведных Иоакима и
Анны и возвестил им через Ангела о скором рождении Дочери. А еще
Рождество Богородицы должно было приготовить главное будущее чудо. – Какое чудо должно было подготовить Рождество Пресвятой
Богородицы? Чудо рождения Христа, Спасителя мира. Ни
богатство, ни слава не окружали колыбели Божией Матери, другая слава
была уготована Пречистой Деве Марии. Об этом поет Церковь в праздничных
песнопениях. Педагог поет или читает по-церковно-славянски тропарь
праздника: Рождество Твое, Богородице Дево, Радость возвести
всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и
разрушив клятву, даде благословение и упразднив смерть, дарова нам
живот вечный. Так красиво звучит тропарь – праздничное песнопение
Рождества Пресвятой Богородицы по-славянски, а теперь послушайте его
по-русски: Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость
всему миру, потому что от Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог
наш; Он разрушил проклятие (за грех прародителей) и дал
благословение; уничтожил смерть и даровал нам жизнь вечную. На
праздничной службе Рождества Пресвятой Богородицы в храмах поют
величание Богородице: Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим
святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое. После
занятия воспитатель может предложить детям нарисовать дерево, под
которым молилась святая праведная Анна о даровании ей ребенка, и гнездо с
птицей и птенчиками на этом дереве.
|