Основные темы цикла:
– «Наш семейный корабль» («Моя семья»);
– Солдатское братство;
– Церковь – семья.
Основные задачи:
Раскрыть понятие «Мать – Родина».
Заложить впечатления о подвиге нашего народа во время Великой
Отечественной войны через тему «Мои родные во время войны» и песни о
войне.
Показать значение иерархии взаимоотношений в семье, важность
взаимопомощи и общих усилий в достижении цели (через основные темы
цикла, а также тему «венка игр» – «У каждого есть дело на нашем
корабле»).
Раскрыть понимание Церкви как Божьей семьи.
Работать с политической картой мира; научить разбираться в некоторых
условных обозначениях (реки и города нашей страны, моря, океаны).
Совершенствовать изобразительные способности в рисовании красками на большом листе.
Занятие 1
Семейный концерт «Песни над колыбелью»
I. Приветствие в кругу
II. Запев пасхальный:
К нам пришла весна! (2 р.)
С солнечным ликом,
С Пасхой великой –
Всех пробуждая от сна!
Поем 2 – 3 раза, идя по кругу или в центр и обратно.
Переходим к иконному уголку.
III. Тематическая беседа «После Воскресения»
Зажигаем красную свечу перед иконой Воскресения Христова с песней:
Чудо выше всех чудес:
Христос воскрес!
Смерти нет, и страх исчез:
Христос воскрес!
Хоры ангелов с небес
Прославляют Божий Крест!
Христос воскрес! Христос воскрес!
– Поем пасхальный тропарь.
– Слайд-фильм – беседа «Вознесение Господне».
Слайды и контекст беседы:
1. Икона «Сошествие во ад». – Что видим? – Воскресшего Христа, сходящего
во ад и выводящего оттуда праведников во главе с Адамом и Евой.
2. Изображение «Христос среди учеников». «Уверение Фомы». – Что было
потом?– Спаситель явился ученикам, говорил с ними, учил их о Небесном
Царствии – сорок дней был с ними.
3. Икона «Вознесение Господне». – Что было потом? Рассматриваем
икону, объясняем событие. – Где Господь после Вознесения? – Везде.
Невидимо присутствует одновременно везде. Всегда слышит наши молитвы,
незримо помогает, когда нам это действительно нужно.
4. Изображение «Спаситель с книгой». - Каждый из нас может стараться
подражать Христу добрыми словами и делами – тогда мы станем настоящими
христианами и после смерти соединимся с Господом в прекрасной Вечной
жизни.
IV. Вспоминаем пасхальные игры
– Все крашенки съели? Раздарили? Куличами угощали? Пасочки доели?
Вспоминаем веселые праздничные игры: «Кулич», «Грачи и куличи».
V. Семейный концерт «Песни над колыбелью»
Садимся отдохнуть перед колыбелькой с игрушечным малышом, зажигаем
свечечку. Вспоминаем о том, как после забот и хлопот дня сладко
засыпается под мамину колыбельную. Слушаем колыбельные песенки,
приготовленные семьями...
VI. Трапеза
VII. Музыкальная часть
Собираемся у пианино на скамеечках.
Вспоминаем, как шили кукольную семью Великим постом. Говорим о
чаяниях всех мам и всех пап на земле: чтобы детки росли добрыми,
крепкими телом и духом, спокойно спали по ночам в своих кроватках и
колыбельках.
– Что для этого нужно?
– Чтобы на земле был мир и не было войны.
– Смотрим военные фотографии Дня Победы. Чему люди радуются?
– Закончилась долгая война, наступил мир, Победа.
– Что это за война, когда была?
– Великая Отечественная война. Она была, когда наши дедушки и бабушки были молодые.
– Почему война называется «Отечественная»?
– Защищали Отечество.
– От кого наши прадедушки защищали Отечество в Великой Отечественной войне?
Кратко – о нападении Германии.
– Почему война «Великая»?
– Длилась целых четыре года. Путь к Победе был трудный, долгий, великий.
– Смотрим плакаты времен Отечественной войны и фотографии (бойцы; проводы на фронт; оружие; победа).
– Что помогало бойцам переносить тяготы войны?
– Вера в то, что их очень ждут дома их жены и детки, думают о них,
молятся за них. Когда знаешь о том, что кто-то очень-очень любит тебя, –
не страшна никакая темная военная ночь.
– Слушаем, подпеваем, учим песню «Темная ночь».
VIII. Домашнее задание:
1. Принести фотографии воевавших родных, узнать о них и о том, что делали во время войны бабушка, дедушка.
2. Принести бумагу для рисования (А-3), гуашь (синюю, фиолетовую,
черную, желтую, оранжевую, красную), кисти: широкую и среднюю, губку,
фартук.
IX. Совместная прогулка на улице
Занятие 2
I. Приветствие в кругу
II. Лингвистические игры:
«Назови правильно»:
– Ландыш, пион, мак – это ягоды? И т. п.
Обобщения: ягоды, овощи, фрукты; цветы, деревья; птицы, звери, насекомые. Задача детей ответить «Да!» или «Нет!».
«Род войск»:
– На самолетах летают –...
– Летчики!
– На кораблях плавают –...
– Моряки!
III. Запев Пасхальный
IV. Тематическая беседа «Наш семейный корабль»
Вспоминаем, как Великим постом шили куколок.
– Каких?
– Маму, папу, малыша!
– Как назвать их всех вместе?
– Семья!
– Кто еще может быть в семье?
– Братья, сестры, бабушки, дедушки!..
– У кого в семье есть брат? Братья? Сестренка? Сестры? Бабушки? Дедушки?
– Размышляем, какие разные бывают семьи: большие и маленькие. Чем все семьи похожи?
– В них есть взрослые и дети.
– Каждая семья похожа на корабль: у всех одни заботы, радости и горести – «один за всех, и все за одного».
– У каждого члена семьи свои особые обязанности, как и у членов экипажа корабля…
(Называем, какие обязанности у радиста; какие у механика и т.д.)
– Какие у мамы? У папы? У деток?
– В каждой семье есть свой Капитан, глава семьи, которого все уважают и слушаются; кто это?
– Папа!
– Складываем руки «корабликом» (каждый) и по очереди называем
«пассажиров семейного корабля», тех, кто составляет семью каждого
ребенка.
– Представим себе, что произошло бы с кораблем, если бы каждый член
экипажа захотел командовать, быть капитаном, отказался бы делать то, что
нужно, а стал бы делать только то, что хочется?
– Корабль бы погиб, разбился, сбился с правильного курса...
– Что же нужно делать, чтобы наш семейный корабль уверенно «плыл» по житейскому морю?
– Слушаться старших, помогать друг другу...
Домашнее задание: рисуем красками на листах формата А-3 на тему «Моя семья» (можно в виде корабля).
V. «Венок игр» «Корабельный»
Запев Пасхальный. (Хоровод, сходимся на припеве к центру круга и обратно...)
Игра «Не боимся мы воды»
Вот бежит ручьем вода, (Бежим «ручейком» по залу.)
Нету снега, нету льда, (Образуем круг.)
Светит солнышко, (Идем к центру круга.)
Колоколнышко. (Обратно.)
Ой, лады-лады-лады! (К центру...)
Не боимся мы воды! (Обратно.)
Ой, люли-люли-люли! (Соединяем, вытянув перед собой руки, пальцы («нос корабля»).)
Мы построим корабли!
Игра «Идем по дворику»
Припев:
Мы идем, идем по дворику, (Идем по кругу, имитируя ношу на плече.)
Мы несем, несем топорики.
Ой, лужица! Обойдем! (Внезапная остановка. «Обходим», «перепрыгиваем» препятствия.)
Припев:
Ой, ручеек! Перепрыгнем!
Припев:
Ой, первый цветочек! Понюхаем.
Игра «Топорище»
Возьмем топорище – (Две руки – ладонь к ладони – над головой.)
Будет кораблище! (Руки перед собой, локти в стороны.)
И-и-и-и-и-и-ух! («Приноравливаемся».)
Бух!.. Бух!.. (И опускаем «топор».)
Тюк!.. (Падаем на колени. Встаем, пробуем «ударить» опять: ладошкой по лбу – «отскочил топор»…)
Игра «Топорик»
Топорище не для нас!.. (Руки вместе, ладонь к ладони, согнуты в локтях перед грудью.)
Я топорик нам припас.
Мы идем, идем по дворику, (Идем по кругу, имитируя ношу.)
Мы несем, несем топорики!
Возьмем топоришко –
Будет кораблишко!
Игра «Колотушки»
На скамеечке сижу - (Локоток на локоток.)
И топор в руках держу, - (Одна рука вверх)колотим одной рукой по другой)
Колотушки (3 р.) колочу! - (Колотим одной рукой по
другой) Приколачиваю, заколачиваю! - (Руки
перед грудью согнуты в локте.)
На ступенечке сижу – (Ладошка на ладошку перед грудью.)
Топорок в руках держу, - (Одна ладошка – вверх, колотим по другой.)
Колотушки (3 р.) колочу! -
Приколачиваю, заколачиваю!
На приступочке сижу,
Топорок в руках держу,
Колотушки (3 р.) колочу! – (Указательными пальцами…)
Приколачиваю, заколачиваю!
На порожке сижу,
Топорок в руках держу:
Колотушки (3 р.) колочу! – (Мизинчиками...)
Приколачиваю, заколачиваю!
И заколотил! – Плывет, плывет – (Две ладошки – лодочкой – от себя...)
Лодка -
Белая лебедка!
Игра «Команда и капитан»
Команда к плаванию готова? – («Команда» выстраивается шеренгой.)
Стройся!
Сегодня капитаном будет –...
Капитан, приветствуй команду!
Капитан: - (Далее – действия по тексту.)
– Здрасть!
Команда:
– Здравия желаем!
Ведущий:
А я буду адмиралом!
Проверим, как вы к плаванию
готовы:
Первое задание будет –
на сообразительность,
Второе – на готовность к пути,
Третье – на умение управлять
кораблем.
Первое испытание:
Если речка голубая пробудилась
ото сна,
Значит, к нам пришла...
– Весна! – (Команда называет нужное слово – отгадку.)
Если снег везде растаял
И везде трава видна,
Значит, к нам пришла...
– Весна!
Если солнышко румянит
Наши щечки докрасна,
Значит, к нам пришла...
– Весна!
Второе испытание:
Что возьмем с собою в плавание? – (Команда называет необходимые вещи и для чего они предназначены.)
Карту?
Бинокль?
Флаг?
Телевизор?
Парашют?
Весла?
Грабли?..
Третье испытание:
«Корабль плывет!» Игра на внимание и координацию.
Команда:
– Корабль плывет? - (Повторяем вопросы и ответы несколько раз, в зависимости от вариантов движения, заданных капитаном.)
Адмирал: (на последующих занятиях – капитан – из детей)
– Плывет!
Команда:
– С чем плывет?
Адмирал:
– С повертушкой!
– С потоптушкой!
– С похлопушкой!
(Варианты:
Одна «повертушка» – крутим одной согнутой в локте рукой;
две «повертушки» – крутим двумя;
одна «потоптушка» – притопываем ногой;
одна «похлопушка» – хлопаем рукой по ноге и т. д.)
Белый кораблик – синий флот
Быстро к берегу плывет!
(Под песенку крутим-вертим руками, прихлопываем, притопываем,
подпрыгиваем, поочередно или одновременно, в зависимости от названных
вариантов движений.)
Игра «Корабель плывет»
Как по синим по волнам – (Садимся друг за другом, имитируем под песню греблю.)
Корабель плывет! - (Покачиваемся из стороны в сторону.)
Корабель плывет –
Ветер парус рвет!
Ветер парус рвет –
А корабель плывет!
А на этом корабле –
Целый полк ребят!
Целый полк ребят –
Все рядком гребут-сидят!
А кто ж у них капитан,
Шитый золотом кафтан?
У нас ... командир – (Называем имя одного из ребят.)
Шитый золотом мундир!
Игра «Иван – капитан»
«Проверим: хорошо ли наш Иван-капитан знает свою команду!»
Встаем в круг, капитан – в центре.
– Ой, Иван – капитан! – (Идем хороводом.)
Где ты утром пропадал?
Что ты дома не бывал?
– То я дома не бывал, не бывал, не бывал:
Я на речке пропадал, пропадал, пропадал,
Там кораблики пускал, пускал, пускал.
– Ой, Иван – капитан, капитан, капитан,
Ты на речке пропадал, пропадал, пропадал,
Там кораблики пускал, пускал, пускал…
(Завязываем капитану глаза, раскручиваем его.)
Кто тебя с собой позвал?
- Эй! – (Один из ребят зовет капитана.)
Задача капитана – отгадать, чей это был голос. Если капитан отгадывает верно, он меняется местами со звавшим его.
Игра «У руля»
Матросы драют палубу, - (Имитация действий: руки от себя – к себе.)
Радисты держат связь, - (Закрываем ладошками уши.)
Механик чистит двигатель, - (Крутим согнутыми в локтях руками.)
А доктор мажет мазь. – («Мажем» на ладошку.)
Штурман карту изучает, - («Разворачиваем» на весу карту.)
Рулевой штурвал вращает: - (Взгляд – вверх-вниз. «Беремся» за штурвал.)
3 – 4 раза:
Право руля! – (Шаг вправо и поворот штурвала.)
Лево руля! – (Шаг влево.)
Прямо по курсу! – (Шаг вперед.)
Полный назад! - (Ведущий может показывать неправильно.)
У каждого есть дело – (Идем хороводом.)
На нашем корабле,
Плывем, плывем по рекам,
По родной земле!
Игра «Карта»
А как же капитану правильно проложить курс от города к городу по реке?
– Нужна карта!
Раздаем несколько одинаковых листов с одинаковой картой водных
«магистралей» России между Каспийским, Черным, Балтийским морями и
выделенными названиями городов, 6 корабликов с заданиями-маршрутами:
«Киев – Тверь», «Киев – Владимир», «Рязань – Тверь», «Новгород – Нижний
Новгород», «Тверь – Муром», «Тверь – Суздаль».
Делим детей на команды по количеству корабликов с заданиями–маршрутами.
Мамы отмечают на картах соответственно заданию отправную и конечную
точку пути; задача детей – провести свой кораблик водным путем из города
в город; мамы называют детям реки и моря, по которым лежит путь.
Звучит фонограмма. Спрашиваем у каждой команды: Из какого города
начали путь? Куда направлялись? По каким рекам плыли? Вспоминаем, что
уже знаем о некоторых городах и реках (Муром – родина Ильи Муромца;
город Владимир назван в честь князя Владимира Красное Солнышко; Днепр –
река, где крестилась Русь; Киев – главный город Древней Руси, куда
съезжались богатыри…).
Игра «У большой карты»
Ищем на географической карте Россию, изучаем обозначения рек и морей, их названия.
На последних занятиях выясняем:
– Что больше – моря или океаны?
Находим и называем океаны земли.
Игра «К берегу!»
Пора домой, к родным берегам! – (Все идут змейкой за ведущим.)
Белый кораблик, - (3 – 4 раза)
Синий флот
Прямо к берегу плывет!
Выходи из корабля,
Ждет нас матушка-земля!
|