Начинается беседа с объединяющего впечатления: перед нами –
расписанные различными узорами картонные игрушечные столики (домашнее
задание детей), на каждом столике – маленькие глиняные чашечки и
чайничек (лепили и расписывали на предыдущих занятиях).
Далее следуют вопросы педагога и ответы детей. В круглых скобках
приводятся предполагаемые ответы детей или их обобщение, озвучиваемое
педагогом.
– Кто слепил этот чайничек? А этот? (Дети называют имена «авторов».)
– Как слепили?
– Своими руками.
– А Кто сделал глину, из которой мы лепили чайнички?
– Глину создал Бог-Творец. Ее нельзя сделать руками человека.
Вспоминаем, приводим примеры «нерукотворной красоты», которая есть в
мире: Солнце, звезды, деревья, горы, цветы – все сотворил Господь Бог.
Обобщаем ответы детей и даем небольшой блок новой информации:
– Бог создал и человека, подобного Себе. Поэтому-то мы тоже можем творить красоту, чтобы радовать других.
Называем красивые вещи, сделанные руками человека, которые видим
вокруг себя. Размышляем: как мы учимся украшать свой дом, мир вокруг?
Откуда черпаем сочетания цветов, узоры? (Рассматриваем на примерах:
гжельская роспись похожа на морозные узоры на оконном стекле; хохломская
посуда напоминает яркие краски ранней осени; жостовские подносы
«рассказывают» о красоте цветов и трав…)
Обобщаем ответы и наблюдения:
– У человека есть великий дар – делать мир вокруг себя красивым.
Научиться этому можно, глядя на красоту Божьего мира. Человек может
хранить эту красоту и воссоздавать в рукотворных формах на пользу и на
радость людям.
Выявляем новую проблему:
– А что происходит с человеком, если он начинает пачкать, ломать, разрушать?..
– Человек перестает быть «соработником» Бога, удаляется от Него, изменяется сам и открывает дорогу злу...
– Что делать, чтобы этого не произошло?
– Учиться созидать, уклоняться от зла и творить на благо ближним,
помогать маме и папе, быть «соработником» им в малых и больших делах.
Человек – не разрушитель, а творец и созидатель.
Определяем домашнее задание к следующему занятию: сделать для нашей
игрушечной посуды поднос и нарисовать на нем картинку, передающую
красоту нерукотворного мира…
В ходе тематических бесед на занятиях по программе «Введение в
традицию» часто используются слайды, как яркое объединяющее впечатление,
а также слайд-фильмы.
Под «слайд-фильмом» подразумевается
система выстроенных в единый логический ряд слайдов, объединенных единой
проблематикой. Этот логический ряд, по сути, отражает структуру
сократического диалога. Очередность и выбор слайдов определяется их
содержанием: каждый слайд должен «задавать вопрос», следующий –
корректировать ответ и задавать следующий вопрос. В этом состоит
основное отличие слайд-фильма от простой иллюстрации слов педагога.
По нашему опыту, нежелательно использовать слайды с обилием мелких
деталей. Чем младше дети, тем крупнее, конкретнее должно быть
предлагаемое им изображение.
Каждый слайд-фильм может содержать от трех до девяти кадров, в
зависимости от места фильма в контексте всей беседы и содержательной
наполненности.
По количеству слайдов оптимальным является составление слайд-фильма
из трех-шести кадров, включающих один-два информационных блока. Три
информационных блока на шести-девяти слайдах допустимо, если слайд-фильм
составляет основное содержание тематической беседы.
Большее количество слайдов (до двенадцати) возможно, когда проблемный
диалог не ведется (блоки новой информации отсутствуют или один блок в
конце фильма носит обобщающий характер), а каждый кадр напоминает детям о
хорошо известных событиях, святых, праздниках. (Например: вспоминаем
праздники года – узнаем по слайду, о каком празднике идет речь, называем
и т.д.)
Слайд-фильм не является обязательной составляющей частью тематической
беседы. В одних занятиях он может отсутствовать, в других – быть
логическим продолжением диалога, в третьих – на его материале может быть
развернута вся тематическая беседа.
Но и в том случае, когда по ходу беседы необходим не слайд-фильм, а
простой изобразительный ряд слайдов, педагогу важно научиться избегать
описательности в контексте комментария. Нужно дать детям возможность
всматриваться в изображение, вслушиваться в речь. Возможность искать
ответ, подмечать детали и совместно делать выводы. А еще – строить
«мостик» от пространства внутристудийного общения в домашние занятия.
Например, вот как строится ряд слайдов в тематической беседе «Труд –
служение» (второе занятие тематического цикла «Гончарных дел мастера»
для детей шести лет). |