На этом занятии мы вспоминаем о том, как Бог сотворил животных, как
сотворил человека; через ряд наводящих вопросов (о даре речи,
способности преобразовывать мир и творить, думать и различать добро и
зло) выясняем, чем человек отличается от своих «меньших братьев».
Размышляем: бывает ли, что человек забывает о том, что он сотворен подобным Богу, и своим поведением напоминает нам зверя?
Когда говорят, что человек подобен… волку? Лисе? Барану? Ослу?
- Когда злится, хитрит, упрямится, капризничает...
Подтверждая ответы детей, приводим в пример выражения,
характеризующие недостойное поведение: «упрямый, как баран», «хитрый,
как лиса», «злой, как волк», «лягается, как осел»…
Важно помнить о недопустимости подмены вопроса-задачи (проблемы)
риторическими или неконкретными вопросами, не требующими ни активного
внимания, ни самостоятельного решения. Такая подмена приводит к игре в
диалог.
Например, педагог хочет привлечь внимание малышей к трудностям,
возникающим зимой в пропитании зверей, птиц и возможностям нашей помощи
«братьям нашим меньшим». Неконкретная постановка вопроса, например,
такая: «Если мы пойдем зимой в парк или лес, то что там увидим?». Вместо
предполагаемых педагогом ответов: «жучки-паучки спрятались до весны» и
т.п., после недоуменного молчания можно услышать, что «мы увидим
сугробы, тропинки в снегу, лыжню» и пр., что никак не связано с темой
диалога…
Педагогические возможности беседы любой тематики, построенной на
принципах диалога, решают актуальные задачи пробуждения активного
восприятия ребенка, развития творческого мышления и самостоятельного
суждения, создания первичных или устойчивых впечатлений по теме
обсуждения.
В качестве отправных точек диалога, источников рождения впечатления
по предлагаемой теме педагог может использовать «объединяющее
впечатление», например:
– домашние рисунки детей;
– слайды (иконы, пейзажи и т.п.);
– песню;
– совместное творческое действие в процессе беседы;
– постановку актуального «проблемного вопроса»;
– личное видение или вопрос конкретного ребенка (возникшие в процессе обсуждения).
Внимание педагога к личному восприятию ребенка, конкретным его
вопросам (которые зачастую могут не вписаться в картину предполагаемых) –
важное условие совместного движения в беседе. Поэтому большое значение
имеют простейшие, казалось бы, вопросы о предмете впечатления:
– Что видим?
– Что (кто) на первом плане?
– Кто рядом? (Например, по слайду.)
Педагог должен быть готов к тому, что внимание ребенка может быть
приковано к неожиданным для взрослого, но волнующим малыша деталям.
Например, рассматривая икону Рождества Христова, кто-то из детей может
спросить: «Почему Богоматерь отвернулась от Сына, как же так?..» А во
время разговора о событиях Введения во храм Пресвятой Богородицы у детей
может возникнуть такой вопрос: «Родители совсем одну оставили маленькую
Марию в храме?..»
Понятно, что дальнейшее течение беседы по намеченному педагогом руслу
без внимания к личному восприятию малоэффективно: ребенок просто не
будет способен слушать, пока не разрешит волнующего вопроса–переживания.
При этом, выстраивая продуктивную форму диалога, важно приобретать
опыт предугадывания, знания «жизненного состояния» маленьких
собеседников, возрастных особенностей восприятия ими материала. Иначе
существует опасность вовсе уйти от программы, пойти на поводу различных
мнений, переживаний, впечатлений.
Примерная структура того типа тематического
диалога, который используется на занятиях по программе «Введение в
традицию», может быть представлена следующей схемой:
- Объединяющее впечатление
- Вопрос педагога
- Ответы детей: область поиска вариантов решения и уточнения вопроса
- Обобщение ответов детей
- Выявление основной проблемы
- Блок новой информации
- Связывание новой информации с уже имеющимися знаниями, опытом, впечатлениями детей и с первоначальным вопросом
Приведенная схема представляет один информационный блок.
Поясним эту схему на примере тематической беседы «Красота рукотворная
и нерукотворная» для детей четырех–пяти лет (четвертое занятие цикла
«Чаепитие в русском доме»). |