Если ваши дети будут благочестивы и
богобоязненны, тогда они будут кротки, послушны и благодарны вам.
Истинное воспитание должно состоять не только в том, чтобы искоренять в
сердце ребенка все дурное, но и направлять на путь истинный, приучать и
упражнять их в добродетелях, т. е. воспитать высоконравственными людьми.
В первые шесть лет дети должны быть приучены:
• к умеренности – чтобы привыкали есть и пить по потребности, но не сверх того;
к чистоте и опрятности в еде и питье, а также одежде; к порядку относительно своих вещей;
• к почтительности к старшим; они должны обращать внимание на свои поступки;
• к послушанию – это значит слушались во всем старших без промедления;
• к правдивости, т. е. говорили правду, лгать и обманывать не должны привыкать ни в шутку, ни серьезно;
к благотворительности, чтобы дети охотно делились всем, не были жадны, завистливы, недоброжелательны;
к работе, чтобы они не привыкали к праздности;
• к терпению, чтобы с детства привыкли в чем-то ограничивать, сдерживать себя от проявлений нежелательных эмоций;
• к вежливости, услужливости,
воспитанности: дети должны быть приветливыми, здороваться, благодарить,
если им что-то дают, и т. п.;
к скромности – не кривляться, держаться застенчиво.
По мнению многих православных педагогов, в
частности Яна Амоса Каменского, именно до 6 лет в ребенке закладывается
фундамент всех основ характера взрослого человека. Поэтому родители
должны упражнять в этих навыках своего малыша. Приученный к таким
добродетелям ребенок приобретает «любовь и милость у Бога и у людей».
Самое главное – научить ребенка жить «в учении и наставлении Господнем».
В жизни человека должно быть непоколебимое основание, которое закладывается с детства. На нем строится здание его будущего. Ребенок
с детства должен любить свое Отечество, знать и чтить веру, историю и
обычаи своего народа, почитать своих родителей, знать, что смерть есть
иная жизнь, связанная с ответственностью за прожитую земную. Если
этого нет, то жизнь без основания, «на песке», без ценностей, за которые
мы готовы пострадать, т. е. идеалов, бессмысленна.
У русского всегда было много того, за что
он был готов отдать свою жизнь, – это, прежде всего, его родина, дети,
принципы, честь, его вера.
Великий русский философ Иван Ильин писал о
том, что у каждого человека должно быть понимание, что он призван в этот
мир для чего-то и несет свое призвание, талант, крест, который ему дал
Господь; что он предстоит пред Всевышним, Который его призвал, отвечает
перед Ним за это призвание, за эту жизнь. И это наполняет человека
высоким духовным смыслом. Но об этом, к сожалению, сегодня не говорят.
Никто не говорит, почему надо чтить традиции, зачем хранить чистоту.
Раньше простые люди понимали, что смысл жизни в том, чтобы любить все то, что передали им их отцы, деды, суметь сохранить это и передать своим детям. Именно это и было основой православной жизни наших благочестивых предков.
«Если воспитаешь детей своих в страхе
Божьем в поучении и наставлении и до возмужания их сохранишь в
целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь,
благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и
дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в
твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям
своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду
получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям
Господним».
Василия Кесарийского поучение юношам.
Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку
кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при
старших – молчание; перед мудрейшими – послушание; знатным –
повиновение, к равным себе и к младшим – искреннюю любовь; нечестивых,
плотских, любострастных людей избегать, поменьше говорить да побольше
смекать, не дерзить словами, не засиживаться в беседах, не
бесчинствовать смехом, стыдливостью украшаться, с распутными бабами не
водиться, опустить очи долу, душу возносить горе, избегать прекословия,
не стремиться к высокому сану, и ничего не желать, кроме чести от всех.
Если же кто из вас сможет другим помочь, тот и от Господа сподобится
награды и вечных благ наслаждения. (Домострой. – С. 46).
В своих дневниковых записях протоиерей
Александр Ильин, родившийся в 1895 году и умерший в 1971-м, пишет о
своих родителях – крестьянах из бывших крепостных. Отец его обучался
токарному делу в Петербурге и там работал 40 лет. Он был высокой
духовной жизни – «постоянно читал Псалтырь, соблюдал посты, праздники,
имел дар слезной молитвы, был очень милостив и отзывчив к ближним, в
работе был аккуратен и усерден, дома за работой пел молитвы. Имел ум
рассудительный, волю твердую». Мама всю жизнь прожила в деревне. имела
сердце «очень доброе, всегда принимала нищих в своем доме и ухаживала за
ними». (Собеседник православных христиан. С. 11–12).
Таковым был и Александр – человеком высокой нравственной жизни. Родители всегда были для него примером, образцом для подражания.
Выдающаяся личность нашего времени,
знаменитый ученый врач-хирург архиепископ Лука Крымский, проживший
жизнь, полную страданий и скорби, который 12 лет провел в ссылках,
претерпел многие лишения, в своей работе «О воспитании детей» писал о
том, как необходимо воспитывать детей, насаждать в них высшую
христианскую нравственность.
Прежде всего вашим примером, ибо дети
воспитываются именно примером родителей своих. Скажите, вырастут ли
людьми чистыми и хорошими дети, которые в лице родителей своих видят
самые дурные примеры безнравственности? Будут ли чисты и целомудренны
дочери ваши, если вы сами подаете пример прелюбодеяния? Будут ли чисты,
неспособны к воровству дети ваши, если вы не будете останавливать их от
этого с самых юных лет?
Когда сыновья ваши воруют и опустошают
огороды, рвут чужое, не оставляют созревать плоды в садах и когда
приходят жаловаться на них, то матери спокойно отвечают, – ну что же,
дети малые, что же с них спрашивать? Господь спросит с вас! Спросит
грозно, зачем позволяли детям вашим воровать с самого юного возраста,
зачем не учили заповедям Божиим, зачем не внушили отвращения и презрения
к воровству и хулиганству?
Тяжкий ответ дадите вы перед Богом за
всякий соблазн, который видят в вас дети ваши, за все ссоры,
ругательства, пустословие, драки, которые происходят на их глазах. Если
сами так поступаете, то чему научите детей ваших?
Великий вселенский учитель, один из
выдающихся церковных ораторов, Иоанн Златоуст обращался к родителям,
которые не учат детей своих добру, а поощряют их дурные свойства и
страсти, с такими словами:
Ведь вы, как будто намеренно стараясь погубить детей, показываете им делать только то, что, делая, невозможно спастись.
«Горе, сказано, смеющимся», и вы подаете
детям множество поводов к смеху. «Горе богатым», а вы только о том и
стараетесь, чтобы они разбогатели; «горе егда добре рекут вам вси
человецы», а вы часто тратите все свое имущество из-за славы людской;
«поносящий брата своего повинен есть геенне», а вы считаете слабым и
трусливым тех, кто молчаливо сносит обидные речи от других.
Христос повелевает отвращаться брани и
распри, а вы постоянно занимаете детей своих этими злыми делами. «Любяй
душу свою, сказал Господь, погубит ю», а вы всячески вовлекаете их в эту
любовь; «аще не отпущаете, говорит Он, человеком согрешений их, ни Отец
ваш Небесный отпустит вам», а вы даже попрекаете детей, когда они не
захотят мстить обидевшим. Христос сказал, что любящие славу, постятся
ли, молятся ли, подают ли милостыню, все это делают без пользы; а вы
только и стараетесь о том, чтобы ваши дети получили славу.
И худо не это одно, что вы внушаете
детям противное заповедям Христовым, но и то еще, что доброе хулите,
называя скромность необразованностью, кротость – трусостью,
справедливость – слабостью, смирение – раболепством, незлобие –
бессилием.
…Разве не внушаете детям вашим, что в
деньгах сила, что нужно приобретать большие знания ради богатства и
обеспеченной привольной жизни?
А разве это нужно? Нужно как раз
обратное. Нужно детям вашим внушать презрение ко всему этому – к
деньгам, богатству, славе, высокому положению в обществе. Нужно привить
им любовь к чистоте, святости, благочестию. (Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
|