Добрый обычай, без которого не
обходится правильное христианское воспитание, – чтение детям Евангелия.
Это можно делать, когда ребенок приболел, или перед сном, когда дитя
утихомиривается, успокаивается, а детская душа становится более
восприимчива.
Уже после семи лет возможно чтение канонического текста, чтобы дети привыкали к полноценной духовной пище.
Лет с четырех Евангелие доступно детям
выборочно, можно приурочить чтение какого-то отрывка к церковному
празднику (например, Вербное воскресенье). И перед сном, когда ребенок
уже лежит в постели, наиболее благоприятны доверительные беседы по
поводу ранее прочитанного или же на какую-то тему, касающуюся вопросов
жизни Церкви.
Знакомя с евангельскими событиями ребенка,
надо останавливаться только на самом главном, постепенно добавляя
какие-то подробности второстепенного характера. Очень хорошо дополнять
рассказ картинами по этой теме. В этом родителям поможет ярко и красочно
иллюстрированная «Детская Библия».
Пройдя с ребенком Ветхий Завет, переходите к
Новому Завету, а потом уже начинайте обучать ребенка правильным
понятиям о догматах и других предметах Православной Церкви. Очень хороша
книга протоирея Серафима Слободского «Закон Божий». Составленная еще до
революции, она до сих пор переиздается и считается одной из лучших в
деле обучения православным истинам. В нем содержатся краткое изложение
Ветхого и Нового Завета и догматическая часть православного вероучения.
После изучения Священного Писания детей
следует знакомить с жизнеописанием наиболее великих святых в собственных
пересказах или по литературе, написанной для детей и юношества.
Чтение книг по русской истории – о жизни и
быте наших предков – русских царях, прославленных полководцах – будет
воспитывать в детях любовь к Родине, а жития русских святых –
способствовать благочестию. Хороши для чтения книги православного
писателя И. Шмелева «Лето Господне» и «Богомолье».
Вечерние чтения и беседы не должны тяготить
детей. Во время чтения дети могут заниматься какой-то интересной для
них работой – что-то мастерить, рисовать. Обстановка таких вечеров
должна быть приятной, уютной. Обычно бабушки или дедушки собирали вокруг
себя семью или детей, читали им сами, или кто-то из домашних. Жития
святых читаются обычно не все подряд, из них выбирают наиболее
значительные и богатые какими-то интересными эпизодами места.
Сами родители также должны образовывать
себя духовно, не читать без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и
духовные. Главное и необходимое чтение для души – творения, признанные
Православной Церковью, общеизвестные и авторитетные. Обычно в таких
книгах на второй странице стоит благословение митрополита или патриарха,
например, «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II».
Для руководства в жизни, чтобы знать и
уметь, как должно поступать по-христиански, полезна 4-я часть творений
святителя Димитрия Ростовского. Читайте книгу Аввы Дорофея, которую
называют зеркалом души. Чтобы более утвердиться в православных понятиях,
прочтите творения святителя Тихона Задонского. Слог этих книг нелегок,
поэтому обратите внимание более на мысли и предлагаемые христианские
правила. А вот книги Антония Сурожского, например, «Человек перед
Богом», «О молитве», настолько пронзительны, полны теплоты и любви к
Богу, людям, что захватят вас целиком. Хороши для чтения «Жизнь во
Христе» праведного Иоанна Кронштадтского, архиепископа Иоанна
Сан-Францисского (Шаховского) «Беседы с русским народом» и др.
При воспитании детей так же, как необходимо
охранять их от общества людей с испорченными нравами, будь то его
сверстники или же взрослые, с которыми он сталкивается, так же вредно
для них, когда им дают книги, отвлекающие от действительности,
приучающие детское воображение к мечтательности, возбуждающие
несбыточные желания. Как классический пример таковой является книга
«Гарри Поттер». Особенно тщательно следует оберегать детей всякого
возраста от чтения книг кощунственного характера, безнравственных. На
первый взгляд, книги М. Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения
Гекльберри Финна» рассказывают о двух непоседливых, живых мальчишках –
они и мужественны, и самостоятельны, но ведь основные черты их поведения
– непослушание и обман по отношению к старикам. В других книгах у М.
Твена встречаются рассуждения, полные насмешки над религией.
Всякая книга, написанная безбожником, носит
отпечаток мировоззрения ее автора и побуждает читателей смотреть на мир
его глазами. По этому поводу блаженный Иероним пишет: «Оберегайте дитя
свое от всех чтений, которые вносят в недра христианской души понятия и
вкусы языческие».
Родителям-христианам следует учитывать
отрицательное влияние значительной части современной детской литературы.
Из светской очень хороши книги о животных, их повадках. Сейчас издается
множество прекрасных иллюстрированных детских журналов. Там есть и
сказки, и загадки, и рассказы для малышей и детей постарше. Например, о
мире зверей, птиц помещены различные занимательные истории в журналах
«Филя», «Тишка».
Стоит знакомить ребенка с лучшими образцами
светского искусства. Это не только сказки А. Пушкина или сказки Г.Х.
Андерсена, братьев Гримм. Как много замечательных историй о природе у
русских поэтов XIX века. Стали классическими для чтения детям книги К.
Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова и др.
Когда наступало время учить детей грамоте,
наши предки давали для чтения детям Библию, сажая за письмо, – прописи
из изречений Священного Писания. Если изучались догматы веры и
обязанности христианина, – задавали из Священного Писания уроки. Эти
отрывки надо было заучить на память. Дети постепенно привыкали к
изучению Библии, благочестивым занятиям и выполняли все с удовольствием.
Блаженный Иероним рассказывает об одном
христианине, который в детстве никогда не садился за стол, не почитав из
Библии, он не ложился спать, если кто-либо из окружающих не прочтет ему
какого-нибудь отрывка что-то из Священного Писания. То же делал он и
поутру: едва окончит свою молитву, тотчас принимается за чтение Библии.
По совету своего отца он выучивал из нее некоторые места наизусть. И так
полюбил это занятие, что не довольствовался одном чтением известных
мест, а спрашивал своего отца, какое собственное значение того или
другого изречения. Подобных примеров много представляют древние
писатели, и из всех них видно, что Библия была для детей, как и для всех
христиан, предметом тщательнаго и благоговейного изучения и была
предпочитаема всем другим книгам».
Священное Писание было первою учебною
книгою, так что писатели церковные, говоря о христианских училищах,
называют их училищами Св. Писания, упражнением в божественных писаниях, а
каждый дом и семейство христиан – церковью. «Если вы хотите, – говорили учители Церкви родителям, – чтобы
ваши дети слушались вас, то приучайте их к слову Божию. Душа,
предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать, и
говорить только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий». После
божественных книг отцы и учители Церкви советовали родителям давать
детям для чтения сочинения святых отцев.
|